Ее цель - протестировать исламскую финансовую модель в тех регионах, где проживает большое количество мусульман и где уже работают исламские финансовые структуры, объяснил эксперт. Центральный банк Российской Федерации будет выдавать лицензии, вести реестр организаций партнерского финансирования, регулировать их деятельность. Эксперимент займет два года: с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025 года.
Через два года результаты эксперимента будут проанализированы и будет приниматься решение о распространении данных правовых норм и на другие регионы России. Возможно, к тому времени будет создан и принят комплексный закон об исламских (партнерских) финансах в России.
Зарипов рассказал "РГ", что суть исламской финансовой модели состоит в соблюдении шариатских принципов. Прежде всего, это уход от запретов, налагаемых исламом для мусульман в их повседневной, в том числе экономической деятельности.
Основные запреты:
"Это производство и торговля алкоголем, табаком, свининой, наступательным оружием, "индустрия низменных чувств" или развлечений для взрослых (казино, тотализаторы, сделки пари, порноиндустрия, проституция, клубы с алкоголем и т.п), а также вся традиционная финансовая деятельность, считающаяся ростовщической и поэтому запретной", - объяснил эксперт.
Исходя из соблюдения этих четырех запретов, сконструированы и активно используются исламские финансовые инструменты, которые можно разделить на несколько типов. Прежде всего Зарипов назвал партнерские инструменты: мудараба и мушарака, которые построены на принципе разделения рисков и прибыли.
"Стороны заранее договариваются о пропорциях разделения прибыли, исходя из размера вклада партнеров в мушараке (аналог совместного предприятия) или в мударабе, напоминающей проектное финансирование, где инвестор вкладывает средства в проект, а реализатор проекта, принимая эти деньги, развивает производство, генерируя прибыль, которая потом распределяется", - пояснил эксперт.
В случае убытков, инвестору запрещено шариатом требовать свои средства назад или начислять штрафные санкции. Считается, что это так называемый "риск инвестора" и участвующий в подобных операциях изначально принимает такие условия.
Второй тип инструментов построен на торговых сделках. Яркий пример - мурабаха. Проще говоря, инвестор приобретает нужный актив и перепродает его заемщику с торговой наценкой. Тот может пользоваться товаром или также реализовать его, но стоимость товара с наценкой обязан вернуть в течение определенного срока.
Есть также чистое кредитование без процентов на определенный срок ("кард хасаан"). Зарипов уточнил, что в данном случае заемщик понимает, что он может, но не обязан отблагодарить инвестора в добровольном порядке, предоставив ему хиба (по-арабски "подарок"). При этом инвестор не имеет права требовать этого вознаграждения.
"Большинство шариатских ученых считают этот инструмент больше благотворительным и рекомендуют в случае трудностей у заемщика в возврате денежных средств, и даже основного долга, простить ему эту задолженность", - отметил Зарипов.
Кроме того, в исламе есть операции, аналогичные лизингу - аренда ("иджара"), агентские взаимоотношения ("вакаля"), инструменты подряда, поставки, оплаты с отсрочкой платежа и прочее. Эксперт подчеркнул, что исламские финансы - это не только банки, но и страховые такафуль-компании и операции на фондовом рынке.
Существует также особая система - "такафуль". Такие компании сконструированы с соблюдением принципов шариата и построены на базе системы взаимного страхования, когда владельцы такафуль полисов одновременно являются и акционерами страховщика. Различают семейный такафуль (личное и семейное страхование жизни и здоровья) и общий такафуль (все остальные виды страхования). Есть и "ретакафуль" компании, их функции аналогичны традиционным компаниям перестрахования.
Зарипов подчеркнул, что все активы проходят тщательный отбор на фондовом рынке на предмет того, насколько они соответствуют шариату. Если же речь идет об акциях, то компания - эмитент проверяется на соответствие профиля шариату, также на устойчивость и чрезмерную закредитованность. Есть специальные нормативы (стандарты шариата - прим. "РГ"), по которым происходит отбор.
Традиционные облигации и другие долговые ценные бумаги запрещены, в исламе есть сукук (мн. ч. от "сакк" - на арабском чек или ценная бумага), сертификаты долевой стоимости, которые одновременно предоставляют право совладения активами компании - эмитента и дают право на часть прибыли, генерируемой данными активами. "Надо признать, что секьюритизация сукук достаточно сложна и затратна, поэтому эмитенты выпускают сукук на большие суммы - в эквиваленте 100 млн долларов США. Есть и суверенные сукук, выпускаемые государственными органами. Лидером по выпуску сукук является Малайзия", - добавил эксперт.
В заключение Зарипов отметил, что исламская финансовая модель находится в стадии активного развития и конструирует все больше новых инструментов. "Очень активно развивается исламский финтех: необанки, краудфандинг, использование блокчейна, системы OpenAPI и другие инновационные цифровые технологии. При этом все новые инструменты и продукты проходят проверку на соответствие шариатским принципам, вначале у штатных шариатских аудиторов, затем и у внешних шариатских советников", - заключил эксперт.