Геометрия на экспорт: Россия поделится онлайн-образованием со странами Африки и Ближнего Востока

С началом нового учебного года Минпросвещения планирует экспортировать российское образование за рубеж. Пятьдесят пять стран, среди которых Куба, Венесуэла, Китай, Индия, страны Африки и Ближнего Востока, ждут, когда станет возможным получить дополнительное, среднее специальное и высшее образование в режиме онлайн. Планируется, что прослушать виртуальный контент на родном языке сможет не только студент из Гуантанамо (Куба), но и домохозяйка из Байтбриджа (Зимбабве). Об особенностях образовательных программ на экспорт рассказала "РГ" руководитель Ассоциации развития онлайн-образования Крестина Сергеева.
Фото: Илья Наймушин/ РИА Новости

- Чтобы поделиться знаниями с другими странами, нам понадобится помощь профессионалов, которые умеют "упаковывать" образовательные продукты в онлайн - онлайн-школы, онлайн-блогеры, отдельные эксперты, все, кто находятся в этом пространстве, - рассказывает Сергеева. - Если государство попросит блогеров и школы в помощи по упаковке образовательных программ в онлайне, то взамен рассмотрит создание налоговых преференций в виде отдельной экономической зоны для онлайн-образования. Эту тему обсуждали на, прошедшем в начале лета, ПМЭФ с заместителем министра просвещения Александром Бугаевым, сегодня исполняющим обязанности министра просвещения. Учитывая, что у нас в стране около 700 вузов, работа предстоит непростая. Кроме того, блогерам ничего не мешает продавать или делиться своим образовательным продуктом с этими странами.

Упаковать урок или лекцию в онлайне - значит сделать так, чтобы пользователь у монитора досмотрел и понял материал.

- Представим, что у профессора института есть образовательная программа - лекция на два часа или на двести, - объясняет Сергеева. - Если он просто выйдет ее рассказывать на камеру, все заснут и никто ничего не поймет, потому что для онлайн-образования этот формат не подходит. Онлайн-школы научились помогать академическому профессору так, чтобы лекцию было интересно читать, смотреть, запоминать. Они научились привлекать слушателей, удерживать внимание ученика и доводить его до конца обучения.

Сегодня у онлайн-школ есть собственная методология, которую разрабатывают методисты онлайн-образования. В отличие от многочасовых живых лекций, уроки в онлайне идут по 15 минут. Предпочтение отдается практике, а не теории.

- Методолог онлайн-образования детей или взрослых выясняет, сколько они могут просидеть за компьютером за одним уроком, не теряя внимания, дает рекомендации преподавателям, как себя вести во время урока, как привлечь внимание, если ученик перешел на другую вкладку, - рассказывает Сергеева. - В некоторых онлайн-школах уже работает нейросеть, которая следит за вовлеченностью. Например, дети сидят на уроке английского языка, и нейросеть мигает учителю: "Иванов ушел на другую страничку в поисковике", и она же пишет в чат: "Иванов, вернись в класс", учитель тоже помогает Иванову вернуться обратно. И это одна из маленьких деталей, которые на сегодня умеют делать онлайн-школы, чтобы ученик любого возраста был вовлечен в процесс. Они научились делать так, чтобы до конца обучения доходило 90-97 процентов студентов. Онлайн-школы научили работать кураторов, сопровождающих ученика, который выяснит, почему, и поможет доучиться до конца.

Но зачем Никарагуа или Индии российское образование, когда в интернете сегодня можно найти лекции профессоров с мировыми именами или, например, мастер-классы знаменитых на весь мир кондитеров?

- Страны, которые попросили об экспорте, доверяют российскому образованию, - отвечает Крестина Сергеева. - Они понимают, что Россия очень быстро развивается в онлайне, такое количество образовательного контента, как у нас, есть в Бразилии, Вьетнаме, Корее, Индии, Европе. В остальном мире контент не заполнен примерно на 60 процентов. Это мы с вами привыкли, что все, что мы хотим, узнаем на русском языке. Англоязычное пространство Youtube тоже заполнено, но попробуйте найти образовательный контент на нигерийском языке.

В начале июня на Международном форуме министров образования в Казани министр образования Зимбабве Амон Мурвира рассказал, что его стране интересно не только высшее, но и дополнительное образование - курсы для женщин по красоте, предпринимательству, мастер-классы для детей по лепке, рисованию.

- Многие страны нуждаются в российском образовании, а мы могли бы выполнять важную государственную задачу - распространять наше прекрасное образование по всему миру, - уточняет Крестина Сергеева.

По ее словам, сейчас Минпросвещения может создать условия, при которых выпускник любой страны, обучающийся в российских вузах или школах онлайн, мог получить двойной диплом. Планируется, что первыми откроют свои двери, вернее, запустят онлайн-лекции Алтайский и Армавирский пединституты, а также Высшая школа экономики (ВШЭ). Организаторы надеются запустить к началу учебного года тестовые программы.

- Осенью зарубежные пользователи смогут "потестить", например, курс по особенностям детской психологии, - рассказывает Крестина Сергеева. - Переводить программу будет нейросеть "Мерлин Клон". Она научилась преобразовывать видео спикера сразу на несколько языков мира, то есть студент будет слушать лекцию российского профессора на родном языке, неважно, суахили это или фарси. Этот проект, как мне кажется, очень хорошая история для России, но чтобы запустить этот процесс, рынок должен обрести собственную экономическую зону.