На выставке в Гослитмузее поэт встречает посетителей в девяти образах

Говоря по-молодежному, Владимир Маяковский был self-made man, то есть в буквальном смысле сделал себя сам. Возможно, поэтому его личность, драйв его поэзии, эта энергетика и сегодня так близки юным умам. Убедиться в этом можно на выставке "О разных Маяковских", приуроченной к 130-летию поэта.

Мы говорим его фразами и даже не задумываемся, кому они принадлежат: "Я - поэт. Этим и интересен", "ешь ананасы, рябчиков жуй", "светить - и никаких гвоздей", "а вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб", а музыканты разных поколений - от рокеров до рэперов - соревнуются в исполнении песен на его стихи. Такой разный, но такой один. Да он и сам прекрасно понимал это.

Название выставки отсылает к одноименной статье "О разных Маяковских" 1915 года, написанной самим поэтом, где он провоцирует читателя, называя себя нахалом, циником, извозчиком, рекламистом. Так кем же он был на самом деле? Ответ у каждого посетителя и поклонника Маяковского найдется свой. Но бесспорно - был он невероятно талантлив, искренен и раним.

В залах Гослитмузея Владимир Маяковский раскрывается в девяти образах-темах, развернутых в хронологической последовательности. Первый образ - "нахал в желтой кофте". И главный экспонат здесь, конечно - фрагмент той самой кофты (сшитой поэту мамой), которая потом и стала символом футуристического эпатажа. Здесь же первая книга стихов под названием "Я!", выпущенная тиражом в 300 экземпляров (потому сегодня редкий и ценный экземпляр у библиофилов), куда вошли четыре стихотворения: "По мостовой моей души изъезженной…", "Несколько слов о моей жене", "Несколько слов о моей маме" и "Несколько слов обо мне самом".

Следом - образ "человек в облаках". Не трудно догадаться, что речь здесь о лирике. В центре - легендарные парные кольца Владимира Маяковского и Лили Брик. Зная, что одним из ласкательных имен Лили Юрьевны было киса, любопытно, что в витрине, где выставлены кольца, тень причудливым образом рисует образ кошки. Представлен на выставке и образ "щен". Вообще-то это имя собаки, найденной Маяковским в Пушкине, но в одном из писем к поэту в марте 1918 года Брик называет его своим "щенком", а месяцем позже Маяковский впервые подписывает письмо ей рисунком песика. Так щен стал ласкательным именем Маяковского. И на выставке можно поразглядывать записки Лиличке, где вместо подписи - собачка.

"Будетлянский силач и Новый Ной", "не для денег родившийся", "людогусь", "человек большого РОСТА", "вырабатывающий счастье", "непонятный массам" - каждый образ на выставке получил материальное воплощение благодаря уникальным экспонатам, текстам самого поэта, а также современным арт-объектам и инсталляциям. Из редко выставляемых вещиц - 7 (из 70 сохранившихся) записных книжек Маяковского: хрупкие страницы, исписанные карандашом.

Отношение к личности и поэзии Маяковского на протяжении ХХ века было контрастным. Экспозиция затрагивает и тему истории интерпретаций его жизни и творчества.

Куратор выставки, заведующая отделом "Музей истории литературы ХХ века", Лариса Алексеева и художник Анна Колейчук в унисон говорят, что хотели показать не академического Маяковского, а живого человека, личность, поэта, который отзывается в сердцах и современных читателей, и в образах современных художников. "Какой мой любимый Маяковский?" - интересуются посетители у Алексеевой. - "Я люблю его всякого. Он у меня на кончиках пальцев. Мне в семь лет подарили книжку "Маяковский детям", с тех пор мы и не расстаемся". "Нет другого поэта, который так искренне, полно и на равных разговаривал бы с читателем. Говоря словами самого Маяковского, которые он писал Брик, "если ты меня любишь, значит ты со мной, за меня, всегда, везде и при всяких обстоятельствах". И я тоже за всякого Маяковского", - вторит Алексеевой Колейчук.

Покидая выставку, думаешь, как же вторично то, что мы делаем сегодня. Сто лет назад Маяковский придумал интерактивную выставку - он очень хотел, чтобы люди приходили и могли не просто посмотреть экспонаты, но и пощупать их, прикоснуться к искусству, научиться чему-то новому… Поэтому и сам был там зачастую живым экспонатом.

Чеканные строчки стихов Маяковского в памяти звучат сильнее, чем многое из написанного сегодня, а его знаменитые рекламные плакаты - ярче и интереснее тех, что заполняют городские билборды столицы. Вот хотя бы из актуального в наше дождливое лето: девушка в платье в крупный красный горох шагает в галошах на каблучках, тут же надпись "Дождик дождь впустую льешь / я не выйду без галош. / с помощью РЕЗИНОТРЕСТА / мне везде сухое место". И подпись - продажа везде.

Зашел бы кто из юных рекламщиков на выставку, утащил бы пару хороших идей, представленных на экспозиции в разделе "человек большого РОСТА"… И к слову о плакатах и афишах - эскизы костюмов и декораций к "Мистерии-буфф" впервые показаны на выставке в полном объеме.

Кстати

Выставка "О разных Маяковских" подготовлена Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля в творческом содружестве с Государственным музеем В.В. Маяковского. Проходит она в Доме Любощинских - Вернадских (Зубовский бульвар, 15 стр. 1) и познать разного Владимира Владимировича можно до 14 января.