Почему России сложно наращивать экспорт нефти в Китай

По итогам июня экспорт российской нефти в Китай обновил рекорд - 10,5 млн тонн. За полгода объем поставок составил 52,6 млн тонн, что позволило нашей стране занять первое место в списке экспортеров нефти в Поднебесную. Такие данные привело Главное таможенное управление КНР.
iStock

Если сравнивать с прошлым годом, в среднем в первой половине этого года ежедневные поставки нашей нефти в Китай составили 2.11 млн баррелей против 1.7 млн баррелей в 2022 году. То есть увеличились приблизительно на 24%. За полгода результат прекрасный. Проблема в том, что дальше наращивать экспорт в этом направлении будет сложнее.

Дело не только в решении России сократить отгрузки нефти за границу на 500 тыс. баррелей в сутки в августе и аналогичном по объемам снижении добычи с марта этого года. На китайском нефтяном рынке присутствует жесточайшая конкуренция. Кроме того, сама внутренняя политика Китая в отношении экспортеров энергоресурсов предусматривает обязательную диверсификацию импорта, чтобы не попасть в зависимость от какого-то одного поставщика.

Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, не стоит считать, что благодаря дисконту на нашу нефть мы избавились от всех конкурентов. Да, мы сумели увеличить свою долю на китайском рынке приблизительно с 15 до 20%, потеснив Саудовскую Аравию, но рассчитывать на дальнейший бурный рост поставок было бы самонадеянно. С 2023 года Китай не публикует данные по импорту иранской нефти, тоже продающуюся с дисконтом из-за санкций. И цена на нее может быть ниже, чем на российскую. Причем, как китайцы ее упаковывают в свою статистику, неизвестно.

Что касается других поставщиков, то саудиты, например, хорошо вложились в китайскую нефтепереработку, за счет чего гарантированно будут отправлять свою нефть на связанные с ними нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Сам Китай хорошо вложился в нефтедобычу в Африке и соответственно будет импортировать нефть из этих стран. Единственное, кого мы могли бы сейчас подвинуть на китайском рынке это американская нефть, но ее доля здесь сейчас незначительна, поясняет эксперт.

Для наполнения бюджета России сейчас нужен рост цен на нефть, а не объемов ее экспорта

При этом сами мощности для быстрого наращивания добычи и экспорта у России есть. По мнению партнера "Яков и Партнеры" Олега Назарова, снижение добычи Россией сейчас носит финансово-стабилизирующий характер. Рост производства, если потребуется, будет происходить за счёт менее рентабельных запасов, а значит определяющим станет наличие дешёвых и доступных технологий, которые будет необходимо быстро мобилизовать. Вторым фактором будет пропускная способность логистических коридоров, магистральных трубопроводов и терминалов. А вот решение Китая об увеличении закупок российской нефти определяется комбинацией факторов, включая выгодное ценообразование, политические и экономические связи, динамику рынка и необходимость в диверсификации. Китай будет продолжать увеличивать импорт российской нефти, если условия останутся благоприятными, но он также будет стремиться поддерживать баланс между своими поставщиками, считает эксперт.

Выгодное ценообразование для покупателя - это низкая стоимость продукта. Но для российского бюджета дешевая нефть сейчас невыгодна. Поэтому едва ли Китай сейчас получит какие-то рекордные скидки. Скорее, наоборот, цены на нашу нефть продолжат расти вслед за мировыми, и никакие "потолки цен" этому не станут помехой.

В 2022 году была задача не уронить экспорт нашей нефти, сохранить добычу, продать нефть, пусть с минимальной выгодой для компаний и для бюджета, с чем мы успешно справились, говорит Симонов. Но сейчас заниматься агрессивным продвижением за счет огромных скидок мы уже не готовы, нам это не нужно. Не случайно теперь Россия и Саудовская Аравия ограничивают добычу и экспорт пытаясь повлиять на рост цен, благодаря чему дисконт на нашу нефть сократился и сейчас меньше 20 долларов.

Основным рынком, куда были перенаправлены поставки нашей нефти из Европы, в прошлом году стала Индия, а не Китай. В Индию экспорт российской нефти увеличился в 19 раз до 41 млн тонн. Рост поставок в Китай в 2022 году по сравнению с 2021 годом составил всего 8% (около 7 млн тонн нефти). Но сам китайский рынок нефти несравнимо больше индийского, хотя последнему и прогнозируют больший рост в будущем. Но пока, по данным Energy Institute, в 2022 году в Китае потребление нефти составило - 659,2 млн тонн, а в Индии - 236,9 млн тонн. Фактически сейчас российский экспорт нефти зависит от рынков этих двух стран, как раньше зависел от европейского рынка.

Хорошо бы развивать диверсификацию поставок нефти из России, но есть естественные пределы по масштабам рынков, и эти пределы диктуют сотрудничество с китайскими покупателями и некоторую степень зависимости, включая их возможности требовать скидок, поясняет замдекана экономического факультета МГУ Александр Курдин.

С точки зрения Симонова, нужно развивать сотрудничество с другими государствами Азиатско-тихоокеанского региона. У нас уже есть поставки в Пакистан, но это маленький рынок сбыта (потребление в 2022 году - 23 млн тонн нефти), есть значительно большие рынки. Например, Индонезия потребила - 70 млн тонн, Сингапур - 63 млн тонн, Тайланд - 54 млн тонн, даже Вьетнам потребил больше Пакистана - 24 млн тонн. АТР не ограничивается Китаем и Индией. Да это масштабные рынки, но, чтобы снизить зависимость от них, ориентироваться нужно и на другие страны, считает Симонов.