Как подчеркивают кураторы выставки, имя Яковлева в России практически неизвестно, ни одна его статья не переведена на русский язык, а между тем он оставил ярчайший след в археологии Перу, его исследования, хотя и были проведены 90 лет назад, по-прежнему актуальны, а в центре Лимы, столицы Перу, его именем названы площадь и проспект. Он был археологом, этноорнитологом, исследователем доколумбовой перуанской керамики.
"Судьба Яковлева вдохновила его племянницу, художницу Светлану Калистратову, на создание научно-художественного проекта, включающего архивные документы, рисунки Яковлева, реплики экспонатов Музея в Лиме и ее собственные произведения", - рассказали "РГ" в музее.
Если изучать судьбу Евгения Яковлева, то она достойна не только выставки, но легко могла быть лечь в сценарий интереснейшего сериала.
Евгений Никандрович родился в 1896 году в городе Торжке Тверской губернии в семье учителей-народников, сам мечтал остаться "на земле", поступил в сельскохозяйственную академию. Но планы изменила война. В начале Первой мировой войны Евгения Яковлева призвали в армию, а в 1920-х годах в составе Первой Добровольческой армии он оказался в греческом городе Галлиполи (ныне турецкий Гелиболу). С этого момента его биография тесно связана с географией. В качестве поселенца Яковлев отправился в Бразилию и, в конце концов, оказался в Лиме - столице Перу, где и решил остаться, увлекшись малоизученной в те годы культурой доколумбовой Америки.
Информацию о его дальнейшей судьбе родственники исследователя и кураторы выставки черпали из нескольких сохранившихся писем Яковлева и газетных статей.
Известно, например, что Евгений Яковлев, владевший пятью языками, служил в Национальном музее археологии и истории Перу в Лиме, заведовал технической секцией отдела антропологии и руководил археологическими исследованиями.
"Каждая публикация Евгения Яковлева, иллюстрированная его собственными прекрасными рисунками, становилась событием в научном мире Южной Америки. Все учёные, исследующие культуру древнего Перу, и тогда, и поныне обращаются к трудам Евгения Никандровича, в частности, Тур Хейердал в своей книге "Приключение одной теории", - подчеркивают кураторы выставки.
Последнее письмо от Евгения Никандровича пришло в Россию в 1934 году. С тех пор и до 2015 года он считался "без вести пропавшим". После стольких лет забвения новость о судьбе Яковлева стала для его племянницы, художника-абстракциониста Светланы Калистратовой, эмоциональным потрясением, под влиянием которого она создает цикл живописных работ "Инварианты", представленных в настоящем проекте.
Экспозиция "Инварианты эволюции культуры. Перу-Россия" работает до 24 сентября.