Эксперт прокомментировал законопроект об отмене штрафов с частных дорожных камер

В Госдуму внесен законопроект об отмене штрафов с частных дорожных фото и видеокамер. В отрасли считают, что это поможет не только уменьшить количество штрафов, но и увеличит уровень безопасности на дорогах, ведь мотивация государства - снизить аварийность на дорогах, а не заработать на автомобилистах.

Законопроект внесли в Госдуму депутаты и сенаторы от ЛДПР (копия письма есть в распоряжении "РГ"). В пояснительной записке сказано, что частные владельцы средств видеофиксации заинтересованы исключительно в своей выгоде, из-за чего предпринимают спорные методы для увеличения доходности. Так, например, часто обладатели камер устанавливают их не на участках с высокой аварийностью, а в местах, где владельцы транспортных средств часто допускают незначительное нарушение скоростного режима, либо неверно устанавливают комплексы фиксации, что приводит к увеличению показателей погрешности.

Такие действия приносят большие доходы частным инвесторам, позволяя в среднем получать не менее 8 миллионов рублей в день от работы таких комплексов фиксации. При этом права автомобилистов существенно нарушаются, а уровень безопасности дорожного движения не становится выше, что прямо противоречит нормам законодательства.

Кроме того, обжалование необоснованно вынесенных штрафов на основании фиксации правонарушений передвижными частными камерами связано со значительными временными, физическими, моральными и материальными издержками. Это происходит в том числе из-за того, что такие видеорегистраторы, в отличие от стационарных комплексов, могут менять свое расположение практически ежедневно. С учетом перечисленных факторов в законопроекте сказано, что все работающие в автоматическом режиме частные средства видеофиксации должны находиться в собственности РФ или её субъектов. Также внесено уточнение, что требования к функциональным свойствам видеокамер и места для их установки должно также определяться правительством РФ. Принятие проекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.

Руководитель рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов" Петр Шкуматов считает, что данный законопроект своевременный и полезный, поскольку учитывает искаженную мотивацию частных владельцев средств фотовидеофиксации. "Необходимо, чтобы все фиксирующие нарушения камеры находились в руках государства - в этом случае будет повышаться безопасность на дорогах. Если комплекс будет устанавливаться в указанном автоинспекцией месте и по установленным правительством РФ критериям, то в этом случае никакой выгоды или корысти из использования средств фотовидеофиксации не будет", - комментирует автоэксперт. - "При этом оператором государственных средств фиксации нарушений может быть и частная компания на подряде. Однако в этом случае доход организация будет получать исключительно в виде компенсации за понесенные издержки: рабочее время специалиста, затраты на охрану камеры и её перемещение, а также разумная прибыль". В случае принятия законопроекта также нормализуются взаимоотношения между операторами систем фотовидеофиксации и автовладельцами, которые довольно часто становятся свидетелями неправомерного извлечения выгоды из камер, считает Пётр Шкуматов.