Искусственный интеллект поможет выявлять одаренных школьников: ученые создают новую образовательную платформу

"Поле" - информационная платформа, предназначенная для эффективной организации образовательного процесса и принятия решений с помощью искусственного интеллекта. Среди задач, которые ставят перед собой разработчики - создание индивидуальных образовательных траекторий и механизма формирования команды для решения инновационных и научных задач.
iStock

Еще одна цель - поиск одаренных школьников и студентов в регионе (а впоследствии - и в стране). Обеспечить им доступ к лучшим российским образовательным программам. А другим - помочь ликвидировать слабые места и пробелы в знаниях.

Сейчас система находится в разработке. Вот что рассказал "РГ" ее автор, преподаватель Института информационных технологий и анализа данных Иркутского национального исследовательского технического университета Юрий Басиров: "О необходимости подобной платформы мы с коллегами, работающими в сфере IT, задумались давно. Несколько лет назад Яндекс хотел открыть у нас в регионе проектный офис. Но не получилось, потому что довольно быстро выяснилось, что нет необходимой инфраструктуры и грамотных специалистов. Уже тогда стало ясно, что для исправления ситуации нужно создавать IT-школы, обучать детей - тем более, что интерес к этой сфере у них был. В 2017 году мы запустили первый образовательный центр. Опыт оказался успешным. Но в процессе работы стало ясно, каких инструментов нам не хватает, чтобы широко распространить нашу программу. Ну и вопросы финансирования тоже, конечно, надо было как-то решать".

Год назад в лабораторию искусственного интеллекта обратились представители благотворительного фонда Байкал Интеграция. "Сегодня мы говорим о технологическом суверенитете России, о системе, позволяющей готовить инженеров, - объяснил учредитель фонда Александр Сухачевский. - Дети талантливые есть, есть замечательные педагоги-энтузиасты, готовые с ними работать. Но нет образовательной программы, которая позволила бы каждому ребенку, интересующемуся инженерным делом и смежными направлениями, получать соответствующее образование и решать реальные задачи. Когда мы узнали, что у нас в Иркутске что-то подобное создается, немедленно обратились с соответствующим запросом к разработчикам".

Юрий Басиров рассказал, что в течение почти двух лет создавал архитектуру образовательной платформы. По замыслу создателя, она должна быть универсальной, то есть содержать модули по самым разным направлениям. Нужен год или больше, чтобы проработать все детали.

"Первыми начнут работать модули "инженерное дело" (авиамоделирование, судомоделирование, дроны), "робототехника" (схемотехника, электроника), "информационные технологии" (алгоритмика, логика, математика, программирование) - рассказал Юрий. - Потом доработаем естественно-научный и гуманитарный блоки. Система эта универсальная и развивающаяся. Авторами учебных курсов на платформе будут крутые профи: инженеры-конструкторы, руководители проектов, математики, программисты, музыканты, художники".

По словам разработчиков, внутри платформы будут зашиты разного рода психологические тестирования для определения потенциала учеников (социальные, профнавигационные, для выявления конкретных способностей). Будет реализован формат видеоопределения знаний ученика - в каких вопросах он "плавает", а в каких ориентируется.

После этого преподавателю выдадут карту ученика с его "слабыми сторонами". А ученику - список тем, которые нужно закрепить. Таким образом, платформа будет собирать статистику по всем ученикам школы, районов, округов, регионов, из которой сформируется понятная картинка для руководителей школ, ссузов и вузов, департаментов образования, министров образования и просвещения, как и что развивать в конкретном учебном заведении, муниципалитете, регионе.