- Наши ученые предложили использовать недорогое биологически ценное сырье как основной компонент спортивного и лечебного питания, - сообщил ректор СКФУ Дмитрий Беспалов.
Речь идет о молочной сыворотке, которая является побочным продуктом при производстве творога.Однако ее значительная часть просто выливается в канализацию. Хотя в протеине сыворотки содержатся незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан, метионин и треонин.
- Эти вещества не синтезируются нашим организмом и могут быть получены только из пищи, - пояснили в вузе. - Они имеют большое значение для роста мышечных волокон.
Это и подтолкнуло ученых СКФУ к разработке технологии создания на основе сыворотки белкового коктейля, который способен восстанавливать мышцы после спортивных тренировок. Ученые усилили состав пятью видами лактобактерий и креатиновой добавкой. Улучшить вкус помог фруктовый сироп.
После пандемии коронавируса 2020 года рынок спортивного питания в России начал активно восстанавливаться. По данным BusinesStat, в 2020-м было продано 7,3 тысячи тонн данной продукции, что почти на четверть меньше, чем в предыдущий год. Падение продаж было связано с ограничениями, введенными из-за COVID-19. Но уже в 2021-м они выросли почти на 20 процентов - до 8,8 тысячи тонн. На ситуацию повлияло в том числе снятие запрета на онлайн-продажу биологически активных добавок организациями, имеющими аптечную лицензию.
По словам генерального директора компании "СпортМаркет.Инфо" Дмитрия Коломойцева, найти качественный отечественный спортпит непросто. Однако фитнес-центры готовы приобретать российские продукты, и постепенно они переходят на них. В то же время есть клиенты, которые предпочитают исключительно импортное питание, несмотря на высокую цену.
Как пояснил декан факультета цифровой экономики и массовых коммуникаций Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) Сергей Гатауллин, западная индустрия спортивного питания имеет более чем полувековую историю, обширную номенклатуру выпускаемой продукции, новейшие биотехнологии производства, стандартизацию и высочайший контроль качества, глобальную сеть оптовых и розничных поставок, выстроенную маркетинговую стратегию и каналы продвижения через спортивные мероприятия и топовых атлетов.
- С начала 1990-х и до настоящего времени российское предпринимательство в этом направлении активизировалось множество раз, - рассказал Гатауллин. - Но по большей части это была фасовка импортного сырья под маркой отечественных брендов, при этом покупателя могли обмануть, заменив компоненты более дешевыми. Либо на рынок выводился качественный продукт, но по цене выше, чем западные эталонные аналоги. К слову, далеко не все американские бренды имеют полный цикл производства спортивного питания - от разработки и тестирования технологий до реализации продукта, потому что это под силу только крупным игрокам.
Дмитрий Коломойцев также указал на то, что в России отсутствуют предприятия полноценного цикла, которые выпускают, в частности, протеиновую сыворотку. Она идет из Польши, Франции, Швейцарии, Германии, Швеции.
Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева сообщила корреспонденту "РГ", что логистические трудности привели к тому, что на российском рынке теперь недостаточно спортивного питания, к которому привык потребитель, и, кроме того, оно подорожало.
- Создание новых продуктов - очень нужно, импортозамещение точно полезно для рынка. Для нас важна не страна-производитель, а технология производства, качество и эффективность спортивного питания, - отметила Киселева.
В свою очередь, президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина пояснила, что сейчас в России на рынке спортивного питания работает более 200 отечественных производителей, которые успешно занимаются импортозамещением.
Кстати, многие эксперты называют появление новинок - драйвером роста рынка спортпита. Легко ли разработкам ученых попасть в производство? Многое зависит от того, есть ли у научной организации индустриальный партнер, и это касается, конечно, не только продуктов питания.
Так, одним из партнеров Северо-Кавказского федерального университета является предприятие "Молочный комбинат "Ставропольский".
- В кейсе наших совместных с СКФУ разработок имеется высокобелковый молочный продукт, обогащенный витаминным комплексом. Он уже есть на полках магазинов и востребован потребителем, - сообщили корреспонденту "РГ" на предприятии.
В то же время в компании добавили, что непосредственно в разработке протеинового коктейля на основе молочной сыворотки комбинат не участвовал.
По оценкам экспертов, опрошенных корреспондентом "РГ", если разработку ученых СКФУ внедрят, то технологию придется протестировать и при необходимости откорректировать. Далее нужно получить сертификаты и другие документы, разрешающие производство товара.
- Разработки российских ученых в области биотехнологий надо всячески приветствовать, - добавил декан факультета цифровой экономики и массовых коммуникаций МТУСИ Сергей Гатауллин. - При этом нельзя забывать и о том, что с момента создания новой технологии до ее широкомасштабного внедрения в производственные процессы путь не близкий, и тут требуются инвестиции. .
Данила Прядко, основатель бренда FIT AND JOY (компания по выпуску спортивного питания):
- Производство спортивного питания в России неуклонно растет на протяжении многих лет. С ростом популярности фитнеса и спорта в стране спрос на него увеличивается. На рынке России преобладает отечественное спортивное питание. Из-за введения антироссийских экономических санкций и нестабильного курса валют импортный спортпит либо невозможно приобрести, либо цены на него слишком высоки для российского покупателя. И это все, конечно, стимулировало рост отечественного производства. На рынке присутствует много компаний, которые выпускают спортпит. По качеству отечественная продукция не уступает импортным аналогам, но при этом продается по выгодной цене. Технология, которую разработали в Северо-Кавказском федеральном университете, является перспективной, так как сырье для коктейлей недорогое, а качество продукции высокое.
Шансы попасть в массовое производство, конечно, есть, для этого надо оптимизировать технологию под стандарты производства, где будут изготавливать коктейли, а также сделать конечный продукт именно таким, каким хочет видеть его покупатель, добавить вкус или какой-то витамин. Например, если анализ рынка покажет, что сейчас востребованы коктейли с шоколадным вкусом и витамином А, то делать их нужно именно так. Производство протеинового коктейля на молочном предприятии возможно, для этого потребуется создать технологическую линию и разработать соответствующую рецептуру.