25.07.2023 10:33
    Поделиться

    Умелец из Дагестана наладил выпуск торговых павильонов-трансформеров

    В Махачкале талантливый инженер-конструктор Курбанали Мусаев сконструировал электромобиль, который за минуту превращается в торговую точку с навесами и прилавками. Изобретатель даже открыл собственную мастерскую, где наладил серийный выпуск таких электромашин. Но создать "дело жизни" и превратить его в бизнес получилось далеко не сразу.
    Торговые электромобили, созданные Курбанали Мусаевым, успешно работают в Дагестане на двух курортах
    Торговые электромобили, созданные Курбанали Мусаевым, успешно работают в Дагестане на двух курортах / Тимур Алиев

    По роду работы корреспондентам "РГ" приходится встречаться со многими интересными и необычными людьми. Но такого увлеченного своим делом человека мы встретили, пожалуй, впервые. Курбанали Мусаев - выпускник Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана. На его счету несколько интересных изобретений, одно из которых - электромобиль, трансформирующийся в торговый павильон, - удалось масштабировать в самостоятельный бизнес-проект. Подобных идей - поставить ларек на колеса - существует много, но Курбанали развил эту инженерную мысль и создал новую модель электротранспорта, а также добился высокой эргономичности торговой точки. Как результат - изобретение начали покупать на рынке.

    Первый бизнес

    Желание что-то изготовить своими руками или усовершенствовать появилось у Курбанали еще в школьном возрасте. Когда ему было 17 лет, пришла идея открыть производство тротуарной плитки. Этот вид бизнеса, позже ставший популярным в Дагестане, тогда только набирал обороты. Но где взять стартовый капитал? Подросток проявил коммерческий талант, получив средства буквально из воздуха. Он вспомнил, что у друга его отца недавно закрылся лимонадный цех, где без дела остались около 60 тысяч стеклянных бутылок.

    -Папа договорился с товарищем, и я взял эти бутылки, чтобы сдать их в другой действующий цех по розливу минеральной воды, - рассказывает Курбанали. - Стеклотару приняли по 1 рублю 20 копеек за штуку. Каждый вырученный рубль, согласно договоренности, вернул хозяину бутылок, но при этом у меня осталось порядка десяти тысяч рублей. На эти деньги купил самые лучшие формы для литья тротуарной плитки.

    Так дагестанский школьник начал свой первый бизнес.

    "Бережливые технологии" от Мусаева

    После окончания Бауманки Курбанали работал на одном из московских литейных заводов, попутно - главным инженером бюро по разработке станков, а позже занимался разработкой ветрогенераторов. И везде в первую очередь уделял внимание эргономике производства.

    - Я часто посещаю разные заводы и замечаю, что станки установлены неправильно. Непродуманное расположение приводит к лишним движениям персонала, а значит - потере времени и производительности, - говорит инженер. На одном таком предприятии по производству напольной плитки я всего лишь немного развернул один из станков в сторону. И выпуск продукции вырос почти в четыре раза! Вот что значит правильно оборудованное рабочее место.

    Инженер-конструктор Курбанали Мусаев фактически разработал с нуля новый электромобиль

    Только значительно позже Курбанали узнал, что в Японии сформировалась наука, получившая название "бережливые технологии", изучающая, как надо правильно организовывать рабочее место и бизнес-процессы, то есть фактически повторяющая идеи инженера из Дагестана.

    Как-то Курбанали гостил у друга в Сочи. Тот занимался продажей соков в своем небольшом магазинчике.

    -У него была стационарная торговая точка, но я предложил: почему не сделать мобильную - с электродвигателем? Так мы и разработали нашу первую экспериментальную модель, - рассказывает Курбанали Мусаев.

    Собрал своими руками

    Вернувшись в Дагестан, он решил развить эту идею и наладить производство самоходных торговых павильонов. Цех по их выпуску расположился недалеко от Махачкалы, в поселке Шамхал, в здании бывшей хлебопекарни.

    Первый дагестанский павильон-трансформер на колесах Курбанали полностью собрал из отечественных деталей. А те, которых не было в наличии, изготовил сам. Причем для их выпуска сначала разработал специальные станки - тоже собственной модели.

    - Все детали я могу производить сам и собирать их как конструктор, - делится Курбанали Мусаев. - Можно, конечно, заказать и закупить детали, но дешевле сделать самому. И мне это в удовольствие. Только колеса я покупаю готовые - подходят от "Оки" и некоторых других автомобилей. В процессе работы понял, что следующие машины нужно делать не трех-, а четырехколесными, чтобы обеспечить устойчивость, так как на скорости 20 километров в час при повороте колеса от заноса чуть поднимались.

    На электромобиле дагестанский Кулибин установил аккумулятор, заряжающийся от обычной розетки в 220 вольт. Полная зарядка занимает около шести часов и ее хватает на 35 километров пробега.

    Возникает вопрос: насколько экономен такой электрический двигатель? Как говорит изобретатель, даже если учитывать самый большой коммерческий тариф на электроэнергию - до десяти рублей за киловатт-час, то полная зарядка аккумулятора обойдется всего в 20 рублей.

    - Сейчас машина двигается на кислотных аккумуляторах, они не рассчитаны на длительные нагрузки, - говорит Курбанали. - В новых модификациях будут устанавливаться литий-железо-фосфатные аккумуляторы емкостью 300 миллиампер в час. Это функциональные батареи с высокой энергетической плотностью и существенным рабочим ресурсом. При их использовании эффект в два раза больше. 35 километров пробега - это, как принято говорить, "в базовой комплектации". Цифра может увеличиваться по желанию заказчика при установке дополнительных батарей или аккумуляторов большей емкости.

    Новый транспорт

    Курбанали основательно поработал над своим детищем как инженер-конструктор, фактически создав с нуля новый электромобиль, а не используя какой-то уже существующий. В этом инновационная составляющая проекта. У появившегося на свет электромобиля две скорости. На первой передаче он едет до 10 километров в час, на второй - развивает скорость 25 километров в час.

    Самоходный торговый павильон благодаря небольшим размерам может передвигаться по тротуарам и там, где не проедет большой автомобиль. А благодаря экологичности агрегат подойдет для использования на курортах - там, где не должно быть вредных выбросов в атмосферу. На этот электромобиль можно установить практически любое торговое оборудование, а грузы машина способна перевозить весом до тонны.

    Передвижную точку удобно использовать в парках, местах отдыха, на пляжах - в качестве передвижного кафе, павильона для продажи напитков, мороженого, кофе. Причем с соблюдением всех гигиенических мер - здесь установлены кран с водой и дренажный бак емкостью 60 литров.

    - Функционал очень большой. К примеру, на рынках можно развозить товар по торговым точкам. А установив механические дворники и пылесосы - использовать в качестве мусороуборочной машины для наведения чистоты там, где не проедет большая техника, - говорит изобретатель.

    Машину - на конвейер

    На изобретение Курбанали уже нашлись покупатели: инженер создал и продал три электромобиля по средней цене около 600 тысяч рублей за штуку. Один самоходный павильон-трансформер работает в Дагестане на популярном у туристов бархане Сарыкум, другой - в парке развлечений Махачкалы. А третий приобрели покупатели из другого региона России.

    Дагестанский Кулибин готов производить намного больше электромобилей, но нужны финансовые вложения. Сейчас Курбанали Мусаев ищет инвестора, который на взаимовыгодных условиях согласится открыть большое производство.

    Интересно, что за государственной поддержкой изобретатель никогда не обращался - и на данный момент не горит желанием.

    -Я всю жизнь работаю руками, у меня нет времени для заполнения бумаг и общения с чиновниками, - говорит Курбанали.

    По его словам, при налаженной организации производства и выпуске комплектующих уже в ближайшее время можно собирать минимум одну машину в день. При этом все детали планируется изготавливать самостоятельно, а покупать - только сырье.

    - При хороших площадях, наличии необходимого оборудования и правильной постановке производства легко выйти на производительность до десяти машин в день, - оптимистично настроен Курбанали.