В СКФО производители напитков решили не повышать цену на продукцию

По прогнозам аналитиков, выпускаемые в России безалкогольные напитки с августа могут подорожать на 10-20 процентов. Причина - падение курса рубля и, как следствие, рост стоимости импортных компонентов выпускаемой продукции. Скажется ли это на ценах минеральной воды в СКФО? С этим вопросом корреспондент "РГ" обратилась к руководителям предприятий и представителям власти, курирующим отрасль.

Как отмечает президент российского Союза производителей соков, воды и напитков ("Союзнапитки") Максим Новиков, на рынке сильная привязка стоимости продукции к курсу валют, которые с лета 2022 года выросли примерно на 55 процентов. По его словам, в себестоимости производства соков до 70-80 процентов затрат приходится на импортные пюре и концентрированное сырье.

- Напитки имеют высокую эластичность спроса: согласно исследованиям НИУ Высшей школы экономики, при повышении цен на безалкогольные напитки всего на один процент потребление снижается на 1,5 процента. Производители делают все возможное, чтобы избежать роста цен, однако доходность отрасли не столь велика, чтобы не транслировать скачок затрат в отпускные цены, - поясняет Новиков.

Большинство компаний держатся на прошлогодних запасах, когда при курсе 55 рублей за доллар закупили все необходимые импортные компоненты

В результате из-за падения курса рубля крупные отечественные производители соков и газированных напитков уже с первого августа намерены повысить стоимость своей продукции на 10-20 процентов. А вот большинство предприятий Северного Кавказа, как выяснилось, решили с этим не спешить, тем более что акциз на сахар цены уже "подсластил" - и они поднялись еще раньше.

- В связи с введением новых сборов мы были вынуждены с первого июля повысить цены на все сахаросодержащие напитки, - говорит финансовый директор "Чеченские минеральные воды" Абузар Мусаев. - Они выросли на 7-12 процентов. Лимонад, чай и другие аналогичные напитки в зависимости от формата подорожали в среднем на семь рублей. Но стоимость минералки осталась прежней.

Предприятие расположено в селе Серноводском, давшем название здешней минеральной воде. К целебному источнику, открытому в 1849 году, в свое время на лечение приезжали князья, а теперь завод, построенный рядом со скважиной, ежегодно выпускает свыше 70 миллионов литров безалкогольных напитков. Знаменитую "Серноводскую" разливают в полулитровые бутылки. Цену на нее не поднимают, хотя расходы на закупку импортных компонентов упаковки в связи с падением курса рубля сильно выросли. "Надеемся, что курс выровняется, а пока будем стараться держать цены", - говорит Абузар Мусаев.

Компания "Чеченские минеральные воды" - участник проекта "Продукция Кавказа", инициированного Роскачеством и объединением "Кавказ.РФ". Упаковки с напитками этой компании теперь маркируются специальным знаком. К системе добровольной сертификации подключились как крупные, так и небольшие здешние предприятия. Например, в республике Северная Осетия - Алания это компания "С-Групп", которая выпускает негазированную воду высшей категории.

- Разливаем ее исключительно в стеклянные бутылки: 250 тысяч ежегодно, - рассказывает заведующий производством Асланбек Камаров. - Объем небольшой, поэтому мы относимся к категории малых предприятий. Но нашу воду хорошо знают, и это повод для гордости. Цены не повышали, хотя стоимость, например, крышечки на бутылку поднялась за последнее время в 1,5 раза. Подорожали и другие компоненты упаковки, определенные затраты мы понесли в связи с закупкой оборудования для маркировки продукции. Аналогичная ситуация и на других осетинских предприятиях, выпускающих безалкогольные напитки. Практически еженедельно мы встречаемся на совещаниях в республиканском правительстве. Большинство держатся еще на прошлогоднем запасе, когда при курсе 55 рублей за доллар закупили все импортные компоненты. По нашим расчетам, до октября этих запасов хватит. У соседей та же история. Договорились, что, по крайней мере, до осени нынешнего года повышать цены не будем. Ну а потом, если ситуация не стабилизируется, сделать это, наверное, придется.

Ставропольский край - российский лидер по выпуску минеральных вод. Но и здесь ситуация примерно такая же, как в соседних регионах - Чечне и Северной Осетии.

- На рынке напитков бутилированная вода является крупнейшей категорией после сладких газированных напитков, - констатирует генеральный директор группы компаний "Холдинг Аква" Святослав Вильк. - Безусловно, импортная составляющая, курс валют влияют на ценообразование в нашем сегменте. Но мы понимаем свою ответственность и делаем все, чтобы избежать резких скачков цен, повышая их в соответствии с инфляционными ожиданиями. Какого-то другого значительного увеличения стоимости готовой продукции в ближайшее время мы не планируем. .

Компетентно

Денис Полюбин, министр экономического развития Ставропольского края:

- В Ставропольском крае выпускают безалкогольные напитки и минеральную воду около 30 предприятий. По итогам прошлого года они произвели соответственно 17,1 миллиона декалитров и более одного миллиарда полулитров продукции. За пять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого предприятия нарастили выпуск продукции на четверть. Бесспорно, сложности есть на каждом предприятии. Тем не менее после заявления крупных производителей напитков и соков о намерении поднять цену на продукцию из-за падения рубля ставропольские предприятия не планируют их поддержать в данный момент. Все понимают: значительное повышение стоимости повлечет снижение объемов производства и продаж.