В Петербурге СК расследует незаконную постановку на учет более 100 тысяч мигрантов

С 2014 года в нашей стране отмечается День работника следственных органов - 25 июля. В преддверии профессионального праздника на деловом завтраке в петербургской редакции "РГ" побывал и. о. руководителя Главного следственного управления СК России по Санкт-Петербургу Олег Бобков.
Олег Бобков: Число иностранных граждан, поставленных на учет, после пандемии снова начало расти.
Олег Бобков: Число иностранных граждан, поставленных на учет, после пандемии снова начало расти. / Святослав Акимов

Центральной темой разговора стала ситуация, связанная с трудовыми мигрантами. Сейчас СК расследует дело о незаконной легализации в городе на Неве более ста тысяч иностранных граждан.

Олег Валерьевич, какова сегодня криминальная ситуация в Санкт-Петербурге, связанная с мигрантами?

Олег Бобков: В 2022 году отмечен рост числа особо тяжких преступлений, совершенных мигрантами по убийствам, причинению тяжкого вреда, повлекшего смерть потерпевшего, в сфере оборота наркотиков. В первом полугодии 2023 года такая тенденция сохраняется.

По общей статистике имеется положительная динамика и небольшой спад в совершении мигрантами преступлений на территории Санкт-Петербурга, но здесь следует учитывать то, что в период пандемии количество мигрантов существенно уменьшилось из-за экономических причин, и также существенно активизированы профилактические мероприятия со стороны правоохранительных и контролирующих органов. В частности, на постоянной основе проводятся профилактические рейды с целью выявления незаконной миграции, разъяснительная работа в СМИ, в том числе на официальных площадках силовых структур.

Что касается латентности преступлений, совершаемых мигрантами, то сказать, что их укрывают от учета, нельзя. К подследственности СК относятся тяжкие и особо тяжкие преступления, которые спрятать или разрешить внутри диаспор весьма проблематично.

Более того, все правоохранительные органы сплоченно работают именно на выявление всех возможных преступлений и противоправных ситуаций. Если гражданина иностранного государства задерживают даже за административное правонарушение, в отношении него обязательно проверяют законность пребывания, а в случае совершения преступления небольшой тяжести - биоматериалы и отпечатки пальцев. Иногда эти данные "выстреливают".

Несколько лет назад отмечалось, что общее количество преступлений снижается, но растет количество тяжких. Эта тенденция сохраняется?

Олег Бобков: Да, как я уже отметил выше, это убийства, причинение тяжкого вреда, повлекшего смерть потерпевшего. Но также часто это преступления против половой неприкосновенности, в том числе в отношении несовершеннолетних, даже своих соотечественниц. Так, расследовалось уголовное дело в отношении гражданина Узбекистана, который неоднократно совершал насильственные действия сексуального характера в отношении девочки - дочери его друга, тоже гражданки Узбекистана.

По всем тяжким преступлениям, связанным с мигрантами, мы сегодня обязательно проводим дополнительную работу: выясняем места проживания, способ въезда на территорию РФ, место работы. В случае выявления скоплений массового пребывания мигрантов в том месте, где проживает преступник либо жертва, там организуются рейды.

Сейчас, кстати, число иностранных граждан, поставленных на учет, снова увеличилось. В прошлом году их было 1,6 миллиона человек, по сравнению с 2021 годом - на 400 тысяч человек больше. В первом полугодии текущего года - почти 759 тысяч человек.

"Резиновые" квартиры сегодня частое явление?

Олег Бобков: Конечно. Это один из способов незаконной легализации иностранных граждан. Миграционный бизнес - это большие деньги, и те, кто организовывает данные каналы, стараются найти поддержку в госструктурах. Группы большие, со своей иерархией и задачами: кто-то ищет за рубежом рабочую силу, кто-то приискивает места проживания, а кто-то занимается оформлением документов.

О том, что организованная группа "прописала" в Петербурге более ста тысяч человек, мы узнали в результате деятельности Управления ФСБ по Петербургу и Ленинградской области. Занимаясь выявлением пособников террористов, они обнаружили канал, с помощью которого на территорию региона проникали подобные лица - пять человек выдворено, им закрыт въезд в РФ на 35 лет.

По данному факту было возбуждено уголовное дело об организации незаконной миграции и организации преступного сообщества. Обвиняемыми по делу сейчас проходят 11 человек, в том числе бывший заместитель начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В масштабах России это одно из самых крупных подобных дел, его расследование еще продолжается. По данным следствия, организатором преступной схемы был муниципальный депутат из Колпино. На момент ареста в прошлом году ему было 38 лет.

Фиктивную массовую регистрацию преступники производили в специально созданной сети хостелов. Каждый из них функционировал не более трех месяцев, успевая дать "крышу" примерно 10 тысячам человек, которые никогда там не проживали. На основании фиктивной постановки на учет готовились документы для получения патента на работу, выдавались медсправки. Каждым направлением занималась отдельная группа, в том числе налаживанием коррупционных связей, и они даже не все знали друг друга. Стоимость услуги легализации "под ключ" составляла 25-30 тысяч рублей с человека, а годовой оборот группы мог превышать 1,5 миллиарда рублей.

Что касается граждан, незаконно прибывших в РФ, то сейчас продолжается работа по аннулированию их документов.

Кстати, сегодня есть цифровые алгоритмы и программы, которые отслеживают количество регистраций. Если по тому или иному адресу их слишком много, программа может подать сигнал. А будет ли он проверен - тут снова вступает в дело человеческий фактор.

Но ведь есть и дела меньшего масштаба…

Олег Бобков: Ущерб от них тоже не маленький. Недавно было возбуждено уголовное дело в отношении 35-летней сотрудницы полиции, с помощью которой легализовались более двух тысяч человек. Она, кстати, занимала должность в дежурной части отдела полиции и не имела отношения к миграционному учету. Но, пользуясь своим служебным и семейным положением - ее гражданский муж был как раз легализованным приезжим - они организовали своеобразный бизнес и даже оформили юридическое лицо. Она, как с помощью мужа, так и пользуясь занимаемой ею должностью, искала "клиентов", предлагая иностранцам варианты легализации, он же заключал от имени фиктивной фирмы договоры с гостиницами и хостелами. За то, что сотрудница полиции имела доступ к базам МВД и могла подтвердить достоверность своих услуг, с каждого мигранта брали повышенный тариф. За полный пакет - четыре тысячи рублей. То есть пара заработала более восьми миллионов рублей.

Как правило, такие дела становятся результатом оперативно-розыскной деятельности, работы управления службы собственной безопасности ГУ МВД, иногда следственным путем - когда мы начинаем разбираться, как гражданин попал на территорию РФ и как оформлял документы.

Какие меры на законодательном уровне, на ваш взгляд, могли бы помочь в борьбе с преступностью в среде мигрантов?

Олег Бобков: Председатель СК Александр Бастрыкин не раз высказывался о том, что необходимо вводить уголовную ответственность для юридических лиц. На мой взгляд, такие изменения в законодательстве позволят повысить ответственность юридических лиц, которые организуют прибытие мигрантов. Также было бы правильно сделать так, чтобы указанные юрлица отвечали за приисканных ими мигрантов финансово. Если работник, приглашенный юрлицом, совершает преступление - компания наказывается рублем за ненадлежащий контроль. Ведь преступления совершают не только нелегальные, но и легальные мигранты - дерутся, насилуют, убивают. Сегодня ни сторона-заказчик, ни организовавшая доставку рабочей силы сторона никакой ответственности за это не несет. Если бы это было не так, то порядок поддерживался бы более четко. Кроме того, если бы имела место количественная фиксация, то есть четко определяли, сколько нужно работников, какой специальности, в какой сфере деятельности, то это также, несомненно, упорядочило бы ситуацию с мигрантами и способствовало большей эффективности в действиях силовых структур в данной сфере.

В этом случае, кстати, решалась бы и проблема внутренней трудовой миграции: набрать рабочую силу в соседних регионах РФ было бы дешевле и выгоднее, в том числе репутационно - даже с учетом того, что мигрантам по традиции платят меньше.

Кстати

Олег Бобков всю свою служебную карьеру работает в Петербурге. Говорит, на должности исполняющего обязанности руководителя городского управления сейчас очень помогает знание города, его специфики, представителей смежных структур, коллектива управления.

Важный вопрос

Как часто удается вскрывать преступления, которые совершаются внутри этнических групп?

Олег Бобков: Преступления, совершаемые мигрантами в организованной форме внутри этнических групп, носят единичный характер. Чаще всего они связаны с получением выгоды: похищение человека с требованием выкупа, вымогательство под видом "крыши". Расчет делается на то, что пострадавшие не станут обращаться в полицию - по разным причинам. Доля таких преступлений постоянно снижается. Что касается "обычных" преступлений, то, как я уже говорил, СК занимается случаями, которые скрыть нельзя. Поэтому нам часто оказывают содействие главы диаспор, были даже ситуации, когда по их решению преступники приходили к нам с повинной.