В Калининграде предложили запретить маркировку импортного алкоголя за рубежом

До семи миллиардов рублей в год теряют калининградские предприниматели на услугах по маркировке импортной алкогольной продукции и ее доставке. Эти средства "оттягивают" компании Литвы и Латвии, имеющие львиную долю маркировочного бизнеса.

Власти Калининградской области выступили с инициативой о запрете маркировки алкогольной продукции, которую импортируют в Россию, на территории недружественных государств. И завершить эксперимент по организации такой маркировки в России, запустив этот процесс на постоянной основе. То есть полностью сосредоточить нанесение акцизных марок внутри страны. Это усилит контроль за качеством горячительных напитков и создаст дополнительные рабочие места.

Каждый день в эксклав ввозят около 60 составов из большегрузов и контейнеров алкогольной продукции. Это большие объемы. Но мощностей в области достаточно, чтобы наносить акцизы на миллион бутылок в сутки. Вся инфраструктура, включая склады и логистику, для этого готова. Работают два таможенных склада в Калининграде и под Багратионовском, где маркируют импортную алкогольную продукцию. Только на внутренний калининградский рынок в прошлом году ежемесячно оформляли от 30 фур с горячительными напитками. Кстати, стоимость этих услуг в России ниже, чем в Евросоюзе.

Даже после проведения эксперимента по маркировке импортного алкоголя в России акцизные марки на 60% ввозимой продукции наносят за границей

Тем временем алкоголь в Калининградской области уже подорожал на 15-30% в зависимости от вида напитка. Сейчас эксперты связывают это с непростой калининградской логистикой. Но если нанесение специальных марок будет дорожать, то однозначно негативно скажется на ценах в магазинах. "У литовских маркировщиков тарифы указаны в пляшущем евро", - заметил заместитель гендиректора одной из крупнейших торговых сетей Калининграда Алексей Елаев.

Теперь об эксперименте. Калининградская область стала одним из пилотных регионов, где его запустили, еще в 2021 году. Цель - избавиться от необходимости маркировать алкоголь за рубежом. Действие эксперимента в области продлили до 31 мая 2024 года. И до 31 июля этого года бизнес должен подать заявки на участие в нем. Дело это - добровольное. В областном правительстве подчеркнули, что никаких санкций за отказ не предусмотрено.

Отказников пока нет, а вот разочарованные есть. За два года калининградские предприниматели вложили в развитие маркировочной системы более двух миллиардов рублей, но положительный эффект пока не увидели. Большая часть доходов от нанесения акцизных марок по-прежнему останется за границей. Кроме того, увеличение числа регионов, участвующих в эксперименте, явно не добавляет оптимизма калининградскому бизнесу. "Расширение эксперимента привело к тому, что первоначально ориентировавшиеся на всю Россию и построившие соответствующие логистические мощности калининградские предприниматели стали игроками лишь для локального рынка, - поделился мнением Алексей Елаев. - Дальше вступает в силу экономический закон снижения переменных доходов при неизменности постоянных затрат и ожидаемое увеличение тарифов на маркировку".

Комментарий

Александр Шендерюк-Жидков, член Совета Федерации от Калининградской области:

- Даже после введения эксперимента по маркировке импортного алкоголя в российских регионах на 60% ввозимой продукции акцизные марки продолжают наносить за границей.

Речь, в первую очередь, идет о недружественных нам Литве и Латвии, где на системе маркировки для российского рынка построен целый бизнес. Причем в этой системе работают компании, которые не только маркируют алкоголь, но и завозят его в нашу страну.

Мое мнение - нужно заканчивать эксперимент. Он доказал свою эффективность, современная отрасль обладает необходимыми логистическими и складскими возможностями. Параллельно обязательно следует запретить маркировку импортного алкоголя для России в зарубежных странах.