Как решается проблема трудоустройства людей с особенностями здоровья

Квотирование, компенсация затрат на обустройство рабочего места, инклюзивное образование и ряд других мер поддержки долгие годы называют лекарством против дискриминации людей с особенностями здоровья. Одиночные истории успеха, когда человек, очень уж непохожий на других, требующий внимания, участия и заботы практически ежечасно, становится неотъемлемой частью коллектива - яркие, но пока слишком уж редкие. Чаще наблюдается другое - стремление избежать тесного и постоянного контакта, на рабочем месте так тем более. История белгородца Владимира Бузина - еще один пример негативного тренда.
Алексею Файзулину повезло - он нашел работу. Такая удача улыбается не каждому.
Алексею Файзулину повезло - он нашел работу. Такая удача улыбается не каждому. / Правительство Липецкой области

Володя - уже взрослый. Расстройство аутистического спектра (РАС) медики диагностировали ему в детстве. В то время - ни тьюторов, ни тенденции к инклюзии в школах, ни грамотного сопровождения для таких людей в повседневности. Однако Володя не только окончил школу. Получив в совокупности на едином госэкзамене 235 баллов, он поступил в Белгородский государственный университет. Первый студент с РАС и первый выпускник с такой особенностью, он стал дипломированным специалистом по "Прикладной математике и информатике". Конечно, учиться было сложно, несмотря на прекрасную память и настолько математический склад ума, что дисциплины Володе давались порой легче, чем некоторым обычным студентам.

А вот общение с однокурсниками стало болезненным. Людям с аутизмом сложно в обществе: они не могут вести себя как все, не копируют поведение участников коллектива и имеют массу других особенностей, которые могут удивлять большинство. Порой их сравнивают с инопланетянами, и эта метафора не лишена смысла: имея и выдающиеся способности, и уникальные таланты, люди с РАС могут быть не адаптированы к самым простым повседневным реалиям. Зачастую это становится причиной одиночества. Володя, который научился и жить отдельно от семьи, и самостоятельно ездить в университет, и выбирать дополнительные курсы и обучаться новому, конечно, не одинок. Рядом с ним и мама, и известный белгородский фонд "Каждый особенный", который помогает людям с ментальными расстройствами. Однако долгие годы безрезультатного поиска работы - даже не по специальности, а уже самой простой, не требующей каких-либо навыков - в один момент стали для белгородца настоящей трагедией.

Обостренное чувство вины и стремление быть нужным присуще людям с аутизмом - как и невероятный перфекционизм. И он предпринял попытку суицида. Врачи спасли жизнь Володи, в фонде приняли решение обнародовать эту историю, привлечь внимание к проблеме социализации особенных людей. И получается, правильно сделали: Володю поддержало множество людей, начали поступать предложения об учебе и о работе. Одно из них он принял и теперь снова студент - международная компьютерная школа не только обучает нужным навыкам, но и имеет свой центр занятости, обещает помочь с трудоустройством. В семье Володи теперь не акцентируют внимание на том, что вся система помощи в трудоустройстве особенных людей, о развитии которой так много говорят в Белгородской области, не сделала ровным счетом ничего, чтобы ему помочь. Даже наоборот: в один из дней Володя получил СМС от Центра занятости с приглашением явиться на встречу в 8 часов 14 минут. И он бы явился, да сообщение пришло в 8.12.

Как показывает практика, отношение к людям с ментальными нарушениями может быть совершенно другим в том числе и в, казалось бы, неповоротливых госструктурах. В Липецке 19-летний Алексей Файзулин нашел работу на ярмарке вакансий. Истории двух ребят похожи. Мама Алексея тоже рассказывает о том, как болезненны для сына были долгие поиски работы.

Хлебозавод предложил Алексею заработную плату в 30 тысяч рублей, а также утвердил гибкий график

- Он очень из-за этого переживал, хотел быть полезным. Решили обратиться в службу занятости и были приятно удивлены. Как раз проходила большая ярмарка трудоустройства, на которую нас пригласили, - отмечает мама Алексея Елена. - Через несколько дней мой сын уже проходил медкомиссию.

Теперь Алексей Файзулин трудится на одном из крупнейших предприятий региона по производству хлебобулочных и кондитерских изделий. Хлебозавод предложил Алексею заработную плату в 30 тысяч рублей, а также утвердил гибкий график: человек с особенностями здоровья может трудиться, только не нарушая предписания в индивидуальной программе реабилитации и абилитации.

- Словами нельзя передать, как мы благодарны руководству хлебозавода и специалистам службы занятости. Это первое место работы Алеши, и он очень счастлив, - признается мама Алексея.

Прямая речь

Наталья Злобина, основатель фонда "Каждый особенный":

- Ситуация Володи - следствие того времени, когда дети с ментальными нарушениями не получали должного внимания и грамотного сопровождения специалистами, которые помогают социализироваться. Наш фонд работает в том числе для того, чтобы дети, у которых выявили ментальное нарушение сегодня, не попали в такую же отчаянную ситуацию, как Володя, годы спустя. Образование, воспитание, навыки общения - это очень важно сформировать в школе и во время профессионального обучения. Но что ждет таких людей дальше? Необходима отдельная система помощи им в трудоустройстве. Ведь люди с ментальными нарушениями совершенно не склонны к самопрезентации. Поэтому нужны специалисты, которые не просто помогут написать резюме, рассказать о навыках и образовании особенного соискателя, а смогут создать и пополнять пул работодателей, готовых трудоустраивать особенных сотрудников, увидят их способности и таланты и поддержат в сложных ситуациях.