В Петербурге продолжается путаница с платежками за ЖКУ

Не успели горожане привыкнуть к мысли о том, что вместо нескольких квитанций за коммунальные услуги они будут получать единый платежный документ, как стало известно, что поставщики этих услуг не спешат лишаться возможности получения прямых платежей от граждан и даже заказывают для этого новое программное обеспечение.

Тем временем сами граждане осаждают офисы Единого информационно-расчетного центра Санкт-Петербурга (ЕИРЦ СПб), пытаясь понять, откуда взялись перерасчеты, долги и пени в их новых квитанциях. Сделать это дистанционным способом практически невозможно.

Возникшие трудности могут объясняться слишком быстрыми темпами "монополизации" рынка платежей путем их перевода под одну крышу. В ходе передачи полномочий на выставление счетов от одних юрлиц к другим некоторые данные могли быть переданы с опозданием, некорректно или даже утеряны.

Напомним, сначала в счета от Петроэлектросбыта за электричество включили платежи за капремонт. Затем платеж за сбор и утилизацию мусора. После того как в январе 2023 года на базе Петроэлектросбыта и ВЦКП "Жилищное хозяйство" создали ЕИРЦ СПб, в квитанции вошли начисления за отопление и горячую воду, поставляемые предприятиями теплоэнергетики. Весной 2023 года добавили плату за телевидение от "Ростелекома". И, наконец, летом сначала жители Калининского, а затем Фрунзенского и Выборгского районов Санкт-Петербурга начали получать единый платежный документ - суперквитанцию от ЕИРЦ СПб, со всеми начислениями по содержанию жилья и потреблению коммунальных услуг вместо прежней розовой квитанции. В оставшиеся месяцы 2023 года эта схема может быть распространена на весь город.

"Все долги, если они были у собственника (нанимателя) жилья в розовой квитанции в виде справочной информации, будут разбиты по поставщикам услуг и включены в сумму к оплате", - объясняют в ЕИРЦ. Но на деле многие петербуржцы стали получать квитанции с начислениями, которые, как они уверяют, уже успели оплатить по-старому: напрямую поставщикам или через управляющие компании и ТСЖ. В соцсетях люди также жалуются на то, что не могут понять, откуда взялись те или иные дополнительные начисления и долги. (Орфография и пунктуация в приводимых ниже цитатах сохранены.)

"Кто-нибудь обратил внимание на несоответствие сумм в квитанциях ЕИРЦ за 07.2023? Графы "Начислений за расчетный период" (внизу квитанции) и "Взаиморасчеты с орг." (вверху квитанции), которые показывают конечную сумму "К оплате", не совпадают, где-то на 300 р., где-то на 50 р. В сравнении с квитанцией за 06.2023 все совпадало до копеек. Если что, пени тут ни при чем", - пытается разобраться пользователь, чьи слова цитирует паблик "Парнас Сити Форум".

"Вчера оплачивала первую объединенную квитанцию ЕИРЦ непосредственно в Петроэлектросбыте (имеются в виду пункты ЕИРЦ. - Прим. ред.). Выдают раздельные чеки по каждому поставщику. Уже дома увидела, что на чеке ЖКС 3 печатается расшифровка построчно, но была удивлена, что цифры не совпадают с начислениями по квитанции. Общая сумма та же, а вот распределена она по-другому. Например, отопление в квитанции - 0, а в чеке - 105 руб. Кто-нибудь сталкивался с подобным? Что это такое? Опять в ЕИРЦ идти выяснять или в ЖКС 3?" - вопрошают в купчинской группе "ЖК София доска объявлений".

Не в силах разобраться самостоятельно, некоторые вопрошают в соцсетях соседей: "А кому-то еще пришли завышенные в два раза квитанции от ЕИРЦ?".

Разобраться действительно трудно. И на помощь рассчитывать почти не приходится. Обращения через форму обратной связи на сайте ЕИРЦ, как убедился на своем личном опыте один из сотрудников петербургского филиала "РГ", практически бесполезны. В единой квитанции за февраль 2023 года он обнаружил начисления за потребленные в январе отопление и горячую воду, которые уже успел оплатить по февральскому счету своей управляющей компании. Видимо, сведения об этом по какой-то причине не дошли до ЕИРЦ. Абонент направил обращение с объяснением ошибки и просьбой ее исправить. Через месяц центр прислал "промежуточный ответ", в котором пообещал "после проведения дополнительных мероприятий" направить ответ по существу вопросов или просто выполнить требуемый перерасчет в пользу абонента. Прошло еще два месяца, но ни того, ни другого сделано не было, а долг продолжал перекочевывать в новые квитанции, по пути обрастая пенями. Тогда абонент направил новое обращение, напомнив о предыдущих обещаниях ЕИРЦ. И вот уже месяц все так же тщетно ждет ответа.

С учетом этого опыта не вызывают удивления очереди, выстроившиеся в отпускном месяце июле у пунктов приема платежей ЕИРЦ. Общение с живым консультантом, надеются жители, дает больше шансов на разрешение проблем с ошибочными начислениями или другими вопросами по оплате коммунальных услуг. Так ли это? Возможно, опытные сотрудники действительно многим помогут разобраться на месте, но повезет явно не всем.

"Обращаюсь к представителям ЕИРЦ Санкт-Петербург! 6 июня отсидела дикую очередь, чтобы предоставить документы о поверке счетчика холодной воды. Обещали, что все внесут... и в итоге... ничего! Мне опять терять день, чтобы вас туда носом ткнуть? Отвратительная работа!" - приводит паблик "Пискаревка" возмущенные слова одной из жительниц.

Волны недовольства снизу уловили и народные избранники. Депутат Заксобрания Петербурга Алексей Цивилев сообщил, что получает жалобы от избирателей. Народный избранник попросил жилищный комитет Санкт-Петербурга провести совещание с представителями цифровых платформ, предоставляющих возможность оплаты услуг ЖКХ, в целях синхронизации их работы и получаемых ими данных о платежах петербуржцев.