26.07.2023 17:19
    Поделиться

    Как корреспондент "РГ" принимала творческий экзамен у абитуриентов журфака

    27 июля абитуриенты, штурмующие заветные вузы, смогут увидеть ранжированные списки (сформированные по принципу убывания суммы конкурсных баллов) и оценить свои шансы на поступление на бюджетные отделения. В приемных комиссиях эти баллы начислялись, как говорится, потом и кровью. Как же это происходит?
    Лариса Ионова

    Этим летом меня пригласили поработать в приемной комиссии журфака, оценить творческие работы ребят, мечтающих стать журналистами. Какое главное впечатление от нынешних абитуриентов? Ждать ли нашей журналистике новых звезд?

    Каждый год вступительные экзамены не похожи на предыдущие. Система все время совершенствуется, чтобы экзаменаторам быть максимально объективными и не просмотреть талантливого ученика. Наша задача - набрать на журфак лучших.

    Аудитория. За столами не студенты, а мы, журналисты, редакторы, преподаватели - 11 человек. Нам проводят короткий инструктаж и раздают шпаргалки. В них - примерные вопросы для собеседования, чтобы далеко не уклониться от темы.

    Нас делят по парам, и мы занимаем места у компьютеров, один на двоих. Я работаю в паре с Ашхен Абовян, преподавателем, доцентом кафедры теории и практики массовой коммуникации института филологии и журналистики ЮФУ. Пройдя через дебри ключей и кодов, мы попадаем в программу, где выложены работы наших абитуриентов. На каждую пару экзаменаторов - по 23 соискателя. Всего же нужно оценить 252 работы. Ни фамилий, ни имен. Только голый текст. Мы не знаем ни балла по ЕГЭ, ни результатов предыдущих экзаменов, даже пол автора текста не знаем. И если долгое время экзаменаторы "не хотели портить результат", видя замечательные оценки ЕГЭ, например, то теперь оцениваем текст и только текст - творческую работу по заданной теме. Это важно, и тем большая ответственность на нас.

    Тем всего пять. "Оставляйте на земле такой след, чтобы она не исчезла бесследно", "Во что я верю?". Некоторые хватаются за внешнюю простоту темы: "От чего или от кого надо защищать животных?". Но простота подводит. А какой опыт у юных, много ли исследований на эту тему они прочитали? Или вот: "Из всех искусств важнейшим для нас является кино. Согласны?" Но как ее раскрывать, если не знаком с шедеврами мирового киноискусства? И творческие эссе ограничиваются в лучшем случае рассказом о любимом фильме. Большинство выбирают темы гаджетов и блогерства, считая именно в этой теме себя докой.

    Сочинения маленькие и большие. На большом экране компьютера некоторые занимают буквально несколько строк. Общие рассуждения, банальные вещи - мы разочарованно проставляем низшие баллы, и первые пять кандидатов претендуют на жирный "неуд". Когда раскрываем хорошие эссе, не скрываем радости. Ставим высокие баллы, обосновываю свою оценку в комментариях. Это тоже обязательная часть программы: любая апелляционная комиссия должна сразу видеть, за что прибавляются или снижаются баллы. Совсем неправда, что экзаменаторы только и ищут повода, чтобы "завалить" абитуриентов. Для нас баллы так же ценны и долгожданны, как и для них.

    Глаз у нас наметанный долгими годами работы - у меня в газете, у моей коллеги - на кафедре. С одного взгляда видно, когда текст ни о чем. И на другой стороне весов - личные истории, хорошие примеры, начитанность, кругозор, а у кого-то уже пробивается стиль.

    Второй день обещает быть интереснее. Ведь мы проводим собеседование. Представляла хороших живых ребят, с их эмоциями, их глазами, возможностью разговаривать. Сюрприз: собеседование ушло также в глухой онлайн. Мы, уже с другой напарницей, доцентом кафедры теории и практики массовой коммуникации Ириной Шеиной, снова уселись у компьютера. И после долгого по техническим причинам старта на экране появилась голова первого соискателя. В отличие от нас, у ребят никаких технических издержек не было. У всех был нейтральный задник, на котором угадывались лишь стены квартиры. Только у одной девочки из далекого села была видна скромная обстановка дома, а в дверь все пыталась заглянуть мама, которая не в силах была поверить, что дочка вот так, не выходя из дома, собирается поступить в большой университет.

    Несколько человек из Луганска, Донецка, Харцызска. Такие приходят без портфолио с публикациями. В местных газетах возможности печататься в новых регионах пока нет, ребята и школу-то не посещали, обучались дистанционно весь прошлый год.

    Девушка с голубыми волосами - не Мальвина, но Ангелина, из города Сальска, ведет подкаст "ВКонтакте" о количестве мифологических существ и о том, где их можно найти. Свято верит, что это тоже журналистика: ведь также идет сбор, обработка и передача информации.

    Иногда очевидно, что абитуриент не знает ни-че-го, не смотрит ТВ, не интересуется новостями. Кто-то путает желание снимать кино с работой оператора телевидения, а кому-то просто очень нравится читать журналы, причем исключительно женские. Егор видит себя в игровой журналистике. "Опять я что-то не знаю", - подумала я. Егор пояснил: это те, кто пишет видеообзоры, о новинках игр на Playstation…

    Мечты юных журналистов формируются, как правило, любимыми авторами на "ютубе" или передачами на ТВ. Поэтому в число известных журналистов попадают зачастую ведущие. Двое соискателей видят себя в спортивной журналистике, потому что один занимается футболом, а другая - к. м. с. по синхронному плаванию и фигурному катанию.

    Одну из абитуриенток привлекает жанр расследования. У нее есть опыт написания лонгридов в соцсети. Но, оказывается, ее расследование посвящено маньякам…

    Моя коллега Ирина Шеина работает в приемной комиссии много лет. И на ее взгляд, уровень общей подготовки у школьников падает год от года. Но при этом весьма своеобразно.

    - Наверное, это связано с качеством образования, - говорит она. - Дети хуже подготовлены в каких-то фундаментальных вещах. Но зато быстрее ориентируются в методах получения информации, в новых технологиях. Но недостаток фундаментальных знаний ведет к тому, что они не могут обрабатывать полученную информацию, анализировать ее.

    Не скрывает разочарования и Евгений Ракуль, другой мой коллега:

    - Половина абитуриентов не смогла назвать все ветви власти, а также хотя бы одну международную организацию, в которой состоит Россия. Молодому поколению не занимать целеустремленности, амбиций, многие готовы (на словах) рисковать, но далеко не все имеют представление о жанрах журналистики - интервью, репортаж, заметка. Многие слабо ориентируются даже в основных СМИ, а из журналистов знают двух-трех человек. Еще смущает, что практически никто не читает книг, помимо школьной программы, - поделился впечатлениями Евгений.

    Порадовала Любовь из Анапы - сразу видно: наш человек. О журналистике мечтала с детства, целеустремленная, наблюдательная, коммуникабельная. Главное желание - помогать людям.

    Ребята, прошедшие подкурсы, занимавшиеся в школах юнкоров, резко выделяются на фоне остальных.

    Вероника из Новороссийска работала на детском телевидении "Парус". У нее есть самостоятельная большая работа: в течение пяти месяцев собирала материалы для документального фильма о заброшенных памятниках воинам Великой Отечественной. Будущая студентка Тамара - просто готовый кадр: профессиональными навыками овладевает уже лет пять, любит работать с людьми, добывать полезную информацию, комфортно чувствует себя в кадре. Поработала оператором, монтажером, корреспондентом:

    - Люблю сама монтировать свою работу - съемки видео на айфон, нравится собирать репортажи, опросы людей.

    - У кого бы вы хотели взять интервью? - задаю Тамаре вопрос.

    - У президента Макрона.

    - И какой вопрос ему задали бы?

    - Как он собирается разрулить ситуацию с мигрантами.

    - Ни на кого не хочу быть похожей, - заявляет следующая кандидатка. - У меня нет кумиров, и у меня четкое правило ни на кого не ориентироваться.

    Профессиональный разговор завязался с ростовчанкой Ариной. Творчеством занимается с 13 лет, портфолио богато публикациями. В журналистике ей нравится возможность влиять на мнения, многогранность профессиональной деятельности и общение с людьми.

    Анастасия из станицы Крыловской свое портфолио представила в форме мультимедийной презентации. Увлекается тревел-журналистикой, в ней нравится сочетание художественной публицистики и инфотеймента - развлечение плюс полезность.

    - Есть два способа прийти в профессию: обучаясь в университете или, как Григорий Кубатьян, начать путешествовать и рассказывать обо всем. Но я считаю, что лучше еще и обучиться, - Анастасия села на своего конька и стала рассказывать о том, как видит себя в профессии, столь увлеченно и интересно, что мы, не сомневаясь, ставим ей высшие баллы.

    - И какими качествами должен обладать журналист? - спрашиваем Вику из села Песчанокопского, которая мечтает говорить красиво, образно, интересно и ярко.

    - Журналист - очень организованный человек, - уверенно отвечает она. - Вот, например, разве может он опоздать на интервью? Он правдив и честен, коммуникабельный и может найти общий язык с любым.

    Комментарий

    Председатель предметной комиссии по творческому конкурсу, доцент кафедры журналистики ЮФУ Александра Кузнецова:

    Столкнулась с таким парадоксом: падает интерес к самой журналистике, но растет желание писать. И из года в год наблюдается большой наплыв абитуриентов на журфак, в этом году было порядка 360 заявлений - а всего 26 бюджетных мест, из них 8 квот.

    На собеседование онлайн перешли в ковидные годы, и решили так и оставить. Это дает реальную возможность поступать всем детям, и нам прислали документы из Воркуты, Сургута, Коми.

    Творческий конкурс - хорошая история уравнять шансы отличников и тех, кто не получил "5" по ЕГЭ, но способный, умеет думать и размышлять.

    Поделиться