Спасти бизнес от фатальных потерь: 8 советов для предпринимателей в период кризиса

Жизнеспособность компании зависит от того, как в ближайшее время поведет себя ее владелец. Есть несколько правил, которых стоит придерживаться предпринимателям, чтобы обезопасить свой бизнес от фатальных потерь в период кризиса. О них "Российской газете" рассказала антикризисный управляющий, генеральный директор "Агентства инвестиционного развития" Исраилова Фариза.
iStock

Сокращаем затраты

Нужно убрать ремонты, дорогие покупки и так далее. Проанализировать цены конкурентов, их поставщиков - возможно вы найдете более выгодные цены, которые позволят вам сэкономить. Необходимо оценить эффективность каждого сотрудника и расстаться с теми, кто не приносит особой пользы.

Снижаем объем займов

По возможности максимально сократить объем кредитов. Если спрос на вашу продукцию упадет, то ежемесячные платежи по кредитам могут разорить бизнес. От валютных кредитов вообще лучше избавиться. Если есть такая возможность, то погасить их досрочно, или же попытаться договориться с банком по переоформлению кредита в рублевый. Если без нового кредита совсем не получается, то нужно выбирать банк, который не завышает кредитные ставки.

Пересматриваем список своих дебиторов

Нужно оставить только тех дебиторов, чья финансовая состоятельность не вызывает у вас никаких сомнений. Прекратить сотрудничество с теми, кто задерживает платежи.

Меняем контракты

Тем компаниям, в которых бизнес основан на импорте, есть смысл поискать отечественные аналоги, если это возможно. Заключать валютные контракты, которые позволяют зафиксировать курс валюты в день заключения контракта. Если за это время курс рубля снизится, это обезопасит бизнес от потерь.

Пересматриваем стратегию

Нужно заранее оценить какую нишу занимает ваша компания, чтобы вы смогли отреагировать на изменение ситуации на рынке и вовремя поменять стратегию. В кризисные времена возможность для развития получают компании устойчивых секторов, которые не имеют аппетит к кредитным рискам.

Также стоит обратить внимание на госзакупки и тендеры, которые проводят крупные компании. Каждый бизнес может найти новых заказчиков, которые смогут открыть для них новые рынки сбыта. Всем известно, что близость к большим деньгам может помочь пережить кризис.

Ищем свободные деньги

Нужно привлекать деньги в компанию. Подумать, какие активы можно сдать в аренду, продать или заложить.

Обращаем внимание на систему продаж

Нужно скорректировать целевую аудиторию, потребителей вашей продукции. Разработать какие-то новые нормативы, систему поощрения для сотрудников в отделе продаж, использовать рекламные возможности интернета, устраивать всевозможные акции и спецпредложения, чтобы привлечь новых клиентов.

Стоит заранее подумать, есть ли на рынке какие-то ниши, куда ваша компания могла бы уйти в случае сильного падения спроса.

Не портим отношения с партнерами и кредиторами

Если вы понимаете, что не сможете вовремя выполнять свои обязательства, нужно обязательно сообщить об этом банку или партнеру. Честно предупреждайте о возникших трудностях и помните, что банк заинтересован в том, чтобы вместе с вами найти какое-то взаимоприемлемое решение сложившейся ситуации.