Нужно убрать ремонты, дорогие покупки и так далее. Проанализировать цены конкурентов, их поставщиков - возможно вы найдете более выгодные цены, которые позволят вам сэкономить. Необходимо оценить эффективность каждого сотрудника и расстаться с теми, кто не приносит особой пользы.
По возможности максимально сократить объем кредитов. Если спрос на вашу продукцию упадет, то ежемесячные платежи по кредитам могут разорить бизнес. От валютных кредитов вообще лучше избавиться. Если есть такая возможность, то погасить их досрочно, или же попытаться договориться с банком по переоформлению кредита в рублевый. Если без нового кредита совсем не получается, то нужно выбирать банк, который не завышает кредитные ставки.
Нужно оставить только тех дебиторов, чья финансовая состоятельность не вызывает у вас никаких сомнений. Прекратить сотрудничество с теми, кто задерживает платежи.
Тем компаниям, в которых бизнес основан на импорте, есть смысл поискать отечественные аналоги, если это возможно. Заключать валютные контракты, которые позволяют зафиксировать курс валюты в день заключения контракта. Если за это время курс рубля снизится, это обезопасит бизнес от потерь.
Нужно заранее оценить какую нишу занимает ваша компания, чтобы вы смогли отреагировать на изменение ситуации на рынке и вовремя поменять стратегию. В кризисные времена возможность для развития получают компании устойчивых секторов, которые не имеют аппетит к кредитным рискам.
Также стоит обратить внимание на госзакупки и тендеры, которые проводят крупные компании. Каждый бизнес может найти новых заказчиков, которые смогут открыть для них новые рынки сбыта. Всем известно, что близость к большим деньгам может помочь пережить кризис.
Нужно привлекать деньги в компанию. Подумать, какие активы можно сдать в аренду, продать или заложить.
Нужно скорректировать целевую аудиторию, потребителей вашей продукции. Разработать какие-то новые нормативы, систему поощрения для сотрудников в отделе продаж, использовать рекламные возможности интернета, устраивать всевозможные акции и спецпредложения, чтобы привлечь новых клиентов.
Стоит заранее подумать, есть ли на рынке какие-то ниши, куда ваша компания могла бы уйти в случае сильного падения спроса.
Если вы понимаете, что не сможете вовремя выполнять свои обязательства, нужно обязательно сообщить об этом банку или партнеру. Честно предупреждайте о возникших трудностях и помните, что банк заинтересован в том, чтобы вместе с вами найти какое-то взаимоприемлемое решение сложившейся ситуации.