26.07.2023 18:15

Граждане смогут договариваться о сохранении своих домов при строительстве дорог

Граждане получат возможность официально договариваться о сохранении своих жилищ, которым выпала судьба оказаться на пути крупных строек: дорог, трубопроводов и т.п. Соответствующий законопроект Госдума готовит ко второму чтению.

При прокладке железной дороги будет вовсе не обязательно сносить все окрестные дома.
При прокладке железной дороги будет вовсе не обязательно сносить все окрестные дома. / Сергей Куксин

Шанс остаться на земле будет у тех домов, что попали в особую зону, прилегающую к каким-то важным объектам. Например, нефтепроводам. Или, скажем, аэродромам. Можно представить ситуацию: линия дач вдруг оказалась на обочине строящейся большой дороги. Надо ли дачникам обязательно съезжать, если по закону им надо съезжать? В случае принятия закона появится повод для дискуссий и поиска инженерных решений. Такие поправки в Земельный кодекс предложило внести правительство России. Документ уже принят Госдумой в первом чтении.

Как пояснил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, проектом регулируются отношения, возникающие в связи с установлением зон с особыми условиями использования территорий. "К таким зонам относятся, например, придорожные полосы автомобильных дорог, охранная зона железных дорог, охранная зона линий связи, - говорит он. - В границах таких зон нельзя строить дома, жить, заниматься хозяйственной деятельностью и тому подобное". Он подчеркнул, что законопроект совершенствует правовые процедуры, и в первую очередь повышает защиту прав граждан.

Правовые аспекты операций с жильем эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

В свою очередь, разработчики проекта обращают внимание, что предлагаемые нормы вводятся в том числе "для минимизации случаев сноса объектов капитального строительства и споров о законности их постройки". Проще говоря, планируется не разрушать построенное, а как-то обходить и защищать. Для этого потребуются какие-то инженерные решения. Конечно, спасти дом получится не всегда. Однако важ-но, что закон будет допускать такую возможность в принципе. Как пояснил вице-президент Гильдии российских адвокатов, заведующий Бюро адвокатов "Де-юре" Никита Филиппов, соглашение будет заключаться, с одной стороны, владельцами земельных участков, с другой - компаниями и лицами, в чьих интересах строится объект.

Допустим, газовая компания проводит трубопровод. Или госкомпания решила построить платную автодорогу. Вот и сядут за один стол дачники и газовики. Или дорожники.

По словам Никиты Филиппова, право заключать соглашения будет действовать не только при строительстве дорог и газопроводов. Предлагаемые нормы распространяются на охранные зоны железных дорог, объектов электроэнергетики, трубопроводов, военных объектов, объектов культурного наследия и других зон, перечисленных в Земельном кодексе.

Не подпадут под действие правила "сносить нельзя, договориться" санитарно-защитные зоны, зоны наблюдения, зоны безопасности с особым правовым режимом, охранные зоны объектов инфраструктуры метрополитена.

Также адвокат обращает внимание, что нормы, предусматривающие возможность заключения соглашения, не содержат каких-то особых правил. Лишь определяется, что расходы на технические решения, позволяющие обеспечить безопасность как строящихся объектов, так и объектов, попадающих в зону с особыми условиями использования территории, могут быть возложены как на тех, кто строит, так и на тех, кто живет. Или платить будут обе стороны пополам. Все это предмет договора.

Соглашение будет заключаться, с одной стороны, владельцами земельных участков, с другой - компаниями и лицами, в чьих интересах строится объект

Иными словами, у людей будет широкое пространство для маневра. Допустим, дачник скажет: нравится мне это место, не хочу уезжать, готов заплатить, чтобы вы меня не трогали. Или компания пойдет навстречу человеку и выделит средства. Допустим, какие-то щиты закроют дом. Или те же самые щиты поставят вокруг объекта. Или трубу поднимут чуть выше. Или она обогнет дом. Все - обсуждаемо.

"Отсутствие каких-либо императивных норм позволяет сделать вывод о том, что такие соглашения будут подчиняться общим правилам гражданского законодательства, то есть нельзя обязать заключить такое соглашение, стороны могут как договориться, так и отказаться от переговорного процесса, - говорит Никита Филиппов. - Таким образом, для владельцев участков и объектов недвижимости, подпадающих в границы зоны с особыми условиями использования территории, предлагаемое законопроектом соглашение может стать альтернативой изъятию участков и объектов на них".

Кроме того, он отмечает, что законодательное регулирование зон с особыми условиями использования территории грешит множеством исключений из правил, поэтому к каждой конкретной ситуации необходимо подходить отдельно.

"Например, если гражданин на своем приусадебном участке возвел дачу, а сам участок находится в границах приаэродромной территории, снос такой дачи прямо запрещен законом, - рассказывает Никита Филиппов. - И даже если есть судебное решение о признании такой дачи самовольной постройкой и ее сносе, но это решение принято исключительно в связи с несоответствием требований по этажности или высоте, законом также предусмотрен запрет на снос такой дачи".