Борис Юрьевич, все продолжают обсуждать налоговые дела блогеров. На ваш взгляд, кто помимо них также может попасть в списки налоговой службы для проверок?
Борис Титов: Налоговая сегодня работает, опираясь на риск-ориентированный подход. У них роботы следят за налогоплательщиками, и они видят, что у кого-то на счету выбивается из нормы. Допустим, предприятие платит меньше налогов, чем другие в этой отрасли, из этого региона. Или платят зарплаты меньше, значит, есть какие-то теневые конверты. Все это отслеживают, и любая аномалия поступает тревожным звоночком в налоговую службу, и туда идет проверка.
Можете перечислить какие-то конкретные отрасли?
Борис Титов: Надо сказать, что многие такие задачи решаются программно и направлены на обеление секторов. Например, возврат НДС, на котором многие в свое время заработали большие деньги, и это была такая теневая схема, особенно по сырьевым товарам, вторичному алюминию, металлолому.
В целом таких предприятий практически не осталось. Были вопросы у золотодобытчиков и тех, кто занимается добычей серебра, по коэффициенту по НДПИ, и несколько крупных предприятий закрылось. Сейчас этот вопрос на стадии решения. Мы пытаемся найти решение, чтобы и отрасль не пострадала, но и теневой сектор ушел в прошлое.
Нужно ли для блогеров вводить особые налоговые режимы?
Борис Титов: Блогеры - это творческая профессия, сродни артистам. Это умение разговаривать, получать условные аплодисменты каждый день в виде лайков. Блогинг не является такой приоритетной для страны отраслью.
Это не продовольственная безопасность страны, не IT-технологии, не туризм (то есть те сферы, которые создают огромное количество рабочих мест). Вот эти направления имеют большее значение для развития, поэтому там нужно создавать специальные льготные режимы.
Мне кажется, что не надо трогать блогеров никакими увеличением или снижением специальных налоговых режимов. Пусть работают в нормальном режиме, и если хотят много тратить, пусть платят с этого налог на роскошь, предусмотренный законодательством. Эта сфера, как известно, весьма высокодоходная.
За последний год экономика страны пережила проверку на прочность пожестче, чем в ковидные 2020-2021 годы. Как изменились обращения предпринимателей?
Борис Титов: В некоторых вещах мы за последнее время совершили прогресс, например, в области административного регулирования: давление со стороны регуляторики снизилось, проверок стало реально меньше.
Бизнес наконец-то вздохнул. Но проблем у предпринимателей остается много, и к ним присоединяются новые. Так, мы продолжаем заниматься вопросами возмещения прямого ущерба от обстрелов, который наносится бизнесу на приграничных территориях. Это и Воронежская, и Брянская, и Белгородская, Липецкая области и другие. От государства мы добились того, чтобы ущерб пострадавшим компаниям был компенсирован.
Появились за последний год и другие болевые точки в отдельно взятых субъектах. В Крыму и Севастополе, например, сегодня нелегко туристическому бизнесу. Там серьезно просели заказы из-за оттока туристов, и в определенный момент их вообще было минимальное количество на лето. Поэтому бизнесу частично компенсировали убытки из бюджета. Выделили средства на зарплаты сотрудникам при условии, что фонд оплаты труда будет сохранен в размере 80%.
Кроме того, обострились вопросы импорта и экспорта, международных расчетов и высоких таможенных пошлин на наши товары в дружественных странах. Всем этим приходится заниматься в связи с санкциями.
Сейчас много обращений, связанных с имуществом и вопросами приватизации. Говорил уже не раз и повторюсь: прежде чем думать о новой приватизации, необходимо защитить "старую". Но при этом, кстати, жалобы малого и среднего бизнеса на снос торговых точек практически исчезли. Раньше, даже во время пандемии, было огромное количество обращений - то там что-то сносят, то здесь (законно или незаконно) и таким образом приводят города в порядок. Сейчас такие обращения не поступают вообще.
Плюс, конечно, бизнес сетует на дефицит кадров, особенно технических специальностей. Мы уже много лет предлагаем сделать специальную программу дотируемого арендного жилья для повышения мобильности рабочей силы. Давно говорим и о снижении страховых взносов - для перевода этих денег на повышение зарплат. Предлагали выпускать сертификаты на профессиональную переподготовку.
Сейчас определенные программы начались, но там есть вопросы, все должно работать в комплексе, человеку должно быть интересно приехать на новое место, где есть дефицит кадров. Здесь и мобильность, и зарплаты, и жилье. Кстати, в спецдокладе президенту предложили как раз еще и упростить приезд мигрантов и высококвалифицированных специалистов. В правительстве уже разрабатывают определенные новые правила для быстрого предоставления вида на жительство работникам с высокой квалификацией.
А к налоговикам вопросы у бизнеса остались?
Борис Титов: Претензии идут, но налоговая, к слову, сегодня серьезно работает. Кое-что даже быстро решаем, например, те технические проблемы, о которых мы говорили в части Единого налогового счета. ФНС сейчас очень быстро закрывает проблемы изменением регламентов, можно только порадоваться такому исходу. Много жалоб, связанных с дроблением бизнеса. В докладе президенту как раз поднимали эту проблему, просили, в частности, сформулировать и нормативно закрепить признаки взаимозависимости и подконтрольности налогоплательщиков, критерии так называемого дробления. Схема законом не запрещена, но в последний год все чаще этот подход рассматривается как нелегальный уход от налогов.
Вы сказали, что часть вопросов бизнеса с ФНС удается решать довольно быстро. А каких еще изменений в налоговой политике страны ждут предприниматели? И есть ли у вас, как у бизнес-омбудсмена, предложения, которые пока не удалось реализовать?
Борис Титов: В налоговой сфере у нас остаются нерешенные проблемы. Например, продолжительность камеральных проверок. Они приостанавливаются и идут в два-три раза дольше. Изымается документация, которую нет смысла изымать. Или возвращают ее не быстро. Кроме того, считаю, нет смысла вести налоговую отчетность, поскольку на сегодняшний день вполне достаточно бухгалтерской. Компьютеры облегчили ситуацию, но смысл в том, чтобы прекратить вести двойной учет. Сегодня уже достаточно развитые технологии, и налоговая могла бы все сводить сама.
Фактическая налоговая нагрузка тоже растет. 2022 год стал рекордным по доначисленным к уплате налогам и сборам: 10 191 выездная проверка в 2022 по сравнению с 8128 в 2021-м (рост на 25%). Доначислено недоимки в 2022 году 685,7 млрд рублей, на 81% больше, чем годом ранее.
Штрафов, которые Федеральная налоговая служба накладывает "по КоАП" (то есть не за нарушения уплаты налогов, а за иные огрехи), в прошлом году тоже взыскано существенно больше, чем в 2021-м. 3,26 млрд рублей против 2,8 млрд. Основная масса таких штрафов - за нарушение валютного законодательства.
Это, конечно, несколько "скрадывает" эффект от регуляторных послаблений. Впрочем, в любом случае налоговая служба у нас в стране - одна из самых передовых в мире в техническом плане.
Однако вот сама система налогов... Здесь можно серьезно поработать, во-первых, обеспечить пресловутый бесшовный переход с упрощенных режимов на общий (как сделали в общепите, например), во-вторых, для растущих промышленных предприятий сделать специальные правила упрощенного режима - применять его до 5 млрд выручки и 500 работников, сделать реальный инвестиционный налоговый вычет из всех налогов на 50% от суммы инвестиций, ускоренную амортизацию на 150% стоимости оборудования, снизить страховые взносы до 7,6%, а для тех, кто применяет общую систему - как в ТОСЭР, - налог на прибыль 0% первые 5-7 лет. Кроме того, нулевой налог на имущество и землю. Можно подумать и над правом использовать НДС для уэсэнщиков.
А что касается сверхналога для компаний с прибылью больше 1 миллиарда - лучше было бы на системной основе брать повышенный налог при высокой доходности и пониженный - при низкой, при этом такую матричную систему строить в зависимости от отраслей, их приоритетности для развития экономики.
В целом сегодня как можете охарактеризовать бизнес-климат в России?
Борис Титов: Бизнес в связи с последними событиями практически мобилизовался. Страна поддержала его, не только конкретными стимулирующими пакетами, но и чисто даже морально, эмоционально. И бизнес опять, в очередной раз, спас Россию. Он нашел схемы борьбы с теми ограничениями, которые принесли санкции, он выстроил новые товарные цепочки и начал работать по другим направлениям. И еще, что очень важно, спрос на внутреннем рынке очень высокий, он не просел. Конечно, это программы, связанные с новой структурой нашей экономики, где огромные средства идут на оборонный комплекс, что помогает создавать новые рабочие места и стимулировать потребительский спрос на рынке. Поэтому, в принципе, можно сказать, что состояние экономики сегодня достаточно стабильное.
Вы сказали о проблемах некоторых территорий в туристической отрасли. А на какой стадии находится инициатива по вводу кешбэка на некоторые категории товаров и услуг?
Борис Титов: Кешбэк существует уже давно, ну самый известный пример - это, конечно, как вы правильно заметили, туристический. Кроме этого, есть разные формы непрямого кешбэка или похожие на него механизмы. Как, допустим, утилизационный сбор автомобиля. По сути, это такой же точечный стимулирующий механизм для тех или иных секторов, необходимых стране. Кешбэк и подстегивает спрос, и создает специальные условия для производства. То есть снижает издержки.
В этом году планируется ваша встреча с президентом, на которой вы с главой государства обсудите свой очередной доклад. Какие еще тезисы, кроме тех, что вы обозначили ранее, хотели бы выделить?
Борис Титов: С большим интересом мы слушали доклад главы государства на последнем ПМЭФ и, наконец, услышали, что страна будет главной своей задачей считать не макроэкономическую стабильность, а все-таки в приоритете у нас теперь развитие, прогресс и инвестиции. За счет предложений мы начнем обеспечивать нашу главную задачу - блага для населения. Причем мы будем это делать не за счет экспорта нефти и перераспределения дохода от него в импорт. Как руководитель Научного совета нашего института им. Столыпина Яков Миркин называет такую модель экономики - "нефть в обмен на бусы".
Россия должна стремиться к другой модели, когда мы создаем новые рабочие места в новых отраслях или модернизируем старые отрасли. Прежде всего это касается производства, сферы IT, инноваций в образовании и медицине.
В связи с крутыми изменениями, которые происходят и в мире, и у нас в экономике (да и не только), президент дал понять, что нацелен на то, что мы предлагали для экономического развития страны еще много лет тому назад. Это нас очень радует, и мы бы хотели в очередной раз с ним обсудить эту тему.