Пожилые москвичи отдали якобы попавшим в беду родственникам почти 90 млн рублей. В прокуратуре рассказали, как распознать мошенников

Казалось бы, все от мала до велика должны уже знать о телефонных мошенниках и не попадаться на их уловки. Молодежь и людей среднего возраста это касается меньше, а вот многих стариков злоумышленникам по-прежнему удается "заболтать" и заставить избавиться от своих накоплений.

Самые распространенные случаи мошенничества - это когда "ваш счет пытаются взломать мошенники и деньги нужно срочно перевести в безопасное место". Правда, в этом году, как сообщили корреспонденту "РГ" в прокуратуре Москвы, участились случаи уже подзабытого мошенничества по схеме "ваш родственник попал в беду". В отличие от начала нулевых, когда мошенники начали только обкатывать эти аферы, сегодня они стали более психологически изощренными и продвинутыми в техническом плане.

"За шесть месяцев этого года зарегистрировано порядка 60 таких преступлений, ущерб по которым превышает 87 млн рублей. В то время как за весь прошлый год их было намного меньше. К сожалению не все удается раскрыть", - рассказала "РГ" руководитель пресс-службы столичной прокуратуры Людмила Нефедова.

По ее словам, эти преступления, как правило, совершаются группой злоумышленников с четким распределением ролей. Одни подыскивают потенциальных жертв, другие звонят под видом родственников, попавших в беду, и сотрудников правоохранительных органов. Третьи - находят курьеров для получения денег либо забирают их сами. А еще в преступной схеме есть финансисты, которые отвечают за открытие банковских счетов или виртуальных кошельков, куда перечисляются деньги жертв.

За один "удачный" звонок преступная группа получает от жертвы от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов.

Например, 85-летний пенсионер передал мошенникам более 9 млн рублей якобы за непривличение дочери к уголовной ответственности за совершение ДТП. Звонившая женщина в телефонном разговоре представилась дочерью пострадавшего, а для маскировки голоса изобразила сильный плач и волнение. Подставная "дочь" сообщила, что сбила человека, и ей требуются деньги. Затем на домашний телефон позвонил мужчина, который представился сотрудником полиции, указав пенсионеру, куда упаковать деньги и как передать их курьеру. Прибывшему курьеру пенсионер отдал 10 тысяч долларов США.

Через некоторое время с мужчиной вновь связалась мошенница, которая сообщила, что денег не хватило. При этом злоумышленница спросила, сколько еще денег у него есть, и узнала про 110 тысяч долларов США. Всю сумму она и попросила передать курьеру, что введенный в заблуждение пенсионер и сделал. Уголовное дело в отношении обоих курьеров прокуратура уже направила в суд.

Еще одна потерпевшая, жительница Строгино, передала курьеру 3 млн рублей за якобы возмещение ущерба пострадавшей в ДТП по вине ее дочери.

Пожилая жительница района Богородское лишилась по такой схеме 650 тысяч рублей. Мошенники позвонили женщине, сообщили, что ее дочь попала в ДТП и находится в больнице. Для невозбуждения уголовного дела необходимо передать деньги. По указанию мошенников женщина утопила свой мобильный телефон, собрала для дочери в больницу вещи и продукты, упаковала деньги и не прерывала разговор по домашнему телефону до приезда курьера. Прибывший "курьер" для конспирации надел медицинскую маску и перчатки, однако это ему не помогло, он вскоре был задержан и заключен под стражу.

Как рассказала официальный представитель надзорного ведомства, мошенники обзванивают преимущественно пожилых людей, представляются сотрудниками правоохранительных органов и сообщают, что родственнику грозит уголовная ответственность. Чаще всего используют легенды о совершенном им ДТП либо незаконном обороте наркотиков.

Затем злоумышленники требуют передать деньги для срочной операции, возмещения вреда пострадавшим либо избежания возбуждения уголовного дела.

При этом аферисты непрерывно контактируют с жертвой, не давая возможность связаться с настоящим родственником. Мошенники буквально инструктируют пострадавших, якобы в целях конспирации дают указания отключить мобильные телефоны, не класть трубку стационарного телефона, не прерывать разговор. А также просят под их диктовку составлять письменные заявления, собирать вещи для передачи задержанному родственнику и деньги для курьера.

Если жертве необходимо снять деньги со счета в банке, мошенники вызывают такси. После этого один из соучастников, работающий, как правило, за процент от похищенной суммы, приезжает за деньгами. Таких "курьеров" мошенники находят, как правило, через объявления о разовых заработках в соцсетях.

Как обратила внимание Людмила Нефедова, согласившись работать за процент и получив инструкции о передаче денег, курьеры фактически становятся соучастниками преступлений и привлекаются к уголовной ответственности за мошенничество.

В прокуратуре Москвы призвали граждан ни под какими предлогами не передавать деньги посторонним, кем бы они ни представлялись. Там также напомнили, что правоохранители никогда не используют курьеров для передачи каких-либо заявлений от граждан, никогда не просят в телефонных разговорах граждан сменить номер телефона либо не выходить на связь со своими родными. Особо бдительными в надзорном ведомстве попросили быть водителей такси и курьеров и в случае поступления сомнительных предложений, связанных с получением каких-либо "посылок", в том числе у пожилых людей, немедленно сообщать об этом в правоохранительные органы.