30.07.2023 06:00
    Поделиться

    Какие пробелы в законодательстве помогают мошенникам снимать деньги с карт и счетов россиян

    Каких только банковских мошенников сегодня ни развелось - и телефонные, и карточные, и кредитные. Об их схемах много пишут, людей предупреждают. Но если худшее уже произошло, что делать? Насколько реально вернуть потерянные деньги? "РГ" писала о таких случаях, когда людям удавалось отстоять свои кровные, счастливчики делились опытом.
    iStock

    Сегодня мы продолжаем эту тему. А эксперты указывают на пробелы в законодательстве, которые дают мошенником шанс на успех.

    Идти до конца

    Костромич отсудил у одного из крупных банков украденные со своего счета деньги. Борьба была долгой и непростой.

    В пресс-службе Костромского областного суда рассказали, что, со слов пострадавшего, кто-то вошел в его онлайн кабинет на сайте банка и перевел около 400 тысяч рублей с кредитной карты на неизвестный счет. Мужчина узнал об этом только через несколько дней и сразу обратился на горячую линию банка, после чего карту заблокировали.

    Было возбуждено уголовное дело, костромича признали потерпевшим. Но, даже несмотря на это, банкиры уведомили его о начислении процентов и возможной неустойке в случае несвоевременного погашения долга по кредитной карте. Поэтому пострадавшему пришлось перечислить банку около 400 тысяч рублей. Обращения в кредитную организацию с требованием вернуть деньги, результата не принесли.

    В районном суде, куда костромич вынужден был обратиться, банкиры утверждали, что деньги со счета перевел сам клиент, вероятно, зашедший на фишинговый сайт и вводивший там свои логин и пароль, чем воспользовались злоумышленники. В результате районный суд в удовлетворении иска отказал.

    Разобрался в ситуации только Костромской областной суд, куда представитель истца подала апелляционную жалобу.

    Два IP адреса

    "Суд пришел к выводу, что, даже если истец по ошибке ввел свои данные на фишинговом сайте, действия кредитной организации в ходе спорных операций не соответствовали закону, и со стороны банка имело место противоправное бездействие", - пояснили в пресс-службе Костромского областного суда.

    В частности, банк не мог не видеть, что практически одновременно в личном онлайн кабинете пострадавшего проводилась работа с двух IP адресов и с разных устройств. При этом IP адрес, с которого некто вошел в его личный кабинет, находился в другом регионе. По мнению суда, банк должен был приостановить использование клиентом электронного средства платежа, но не сделал этого, а значит, обязан возместить истцу убытки.

    Костромской областной суд взыскал с банка в пользу мужчины убытки, компенсацию морального вреда, проценты за пользование чужими деньгами и штраф. В общей сложности, это почти в два раза больше суммы незаконно списанных с его счета средств.

    Двое суток на согласие

    Марина Ускова, адвокат:

    - Действующее законодательство, к сожалению, не стоит на страже обывателей. Необходимы изменения в законы о защите прав потребителей, о потребительском кредитовании. Установить временной отрезок. Например, что согласие клиента может быть получено не ранее, чем через двое суток.

    Мои клиенты все обращались в полицию. Причем через две минуты после того, как совершили перевод. Да, полиция принимает заявления. Да, организуют проверки. Но они заканчиваются на IP-адресах. Как правило, в возбуждении уголовного дела отказывают. А суды у нас зачастую защищают банки, хотя в моей практике были и победы.

    Центробанк предлагает

    Роман Рахматулин, управляющий отделением Центробанка по Волгоградской области:

    - У Банка России есть автоматизированная система, в которой накапливаются данные о противоправных действиях со счетами вкладчиков кредитных организаций. Идет работа над тем, чтобы максимально сократить срок передачи этих сведений в МВД.

    Кроме того, есть законодательная инициатива, заключающаяся в том, чтобы банк возвращал клиенту деньги при соблюдении ряда условий.

    Если кредитная организация, имея информацию о дроперских счетах (с них деньги переводятся дальше и обналичиваются), все-таки перевела средства без согласия клиента, она будет обязана вернуть их в течение 30 дней. Если это международная транзакция, то в течение 60 дней.

    Банк России также выступает с инициативой и о двухдневном замораживании. Бывает, клиент находится под воздействием мошенников и не понимает, что он делает. Он "добровольно" обращается в банк о переводе денег. Если есть информация о дроперском счете, рекомендуется заморозить на два дня. Как правило, уже к вечеру человек одумывается.

    При этом нет противоречия с действующим законодательством, согласно которому осуществление перевода предусмотрено в течение трех дней.

    Еще одна инициатива касается самозапрета на выдачу онлайн-кредитов и займов. Человек заполняет заявление через портал госуслуг, и оно рассылается во все бюро кредитных историй. Банк при выдаче ссуды должен обратиться к кредитной истории, где и будет указан запрет. При необходимости можно его снять. Предполагается, что клиент не будет под контролем мошенников все время этой процедуры.

    Поделиться