- Фестиваль проходит во второй раз, - рассказал "РГ" председатель Союза виноградарей и виноделов Абхазии Баграт Авидзба. - Если в прошлом году было 15 стендов, то в этом 21. Сейчас в нашей стране бум виноделия - многие строят маленькие винодельни. Прежде всего это связано со стремительно развивающимся туризмом. Абхазию посещают около двух миллионов туристов в год. У нас говорят: "Пара лоз уже двигает туризм". Количество домашних виноделен трудно подсчитать, а крупных винзаводов два - там производят примерно 30 миллионов бутылок вина в год. Причем они работают как с привозным, так и с местным сырьем. По статистике, под виноградниками занято 3,8 тысячи гектаров.
Знаете, кто автор вин "Анакопия", "Диоскурия", "Радеда", "Чегем", "Эшера", "Амра" и игристого "Ачандара"? Винодел, селекционер, соучредитель Союза виноградарей и виноделов Абхазии Валерий Авидзба.
- Мы уверены, что этот фестиваль будет продолжаться всегда, пока есть виноград и вино, - сказал он. - Мне лично пришлось налить вино Егору Лигачеву, который был автором антиалкогольной кампании. Это происходило здесь рядом, в пещере. И ему так понравилось вино наподобие "Лыхны", что он сказал: "Такие виды надо выпускать". Так, нам разрешили производить абхазские вина. Тогда очень многие винные заводы Советского Союза разорились, а мы выжили.
Одни из участников представили на фестивале единственную в стране винодельню органического вина, которое рождается в предгорьях Абхазии, на берегу реки Бзыбь. Виноград растет на супесчаных почвах, которые обрабатываются органическими удобрениями. На виноградниках практикуется только ручной труд с максимальным вниманием к лозе и винограду. Их фирменное вино - из аборигенного сорта амлаху, которого больше ни у кого нет.
- Мы выращиваем и занимаемся редкими абхазскими сортами виноград, возрождая аутентичную культуру виноделия и пропагандируем чистые, природные вина, без каких-либо добавок, а также используем очень мягкие методы винификации, - объяснил винодел, житель села Калдахуара Джон Арлава. - Наши вина не проходят этапы оклейки, фильтрации и осветления, что позволяет нам максимально сохранить натуральный вкус вина. Природа создаем его под нашим чутким присмотром и заботой.
Сочинский винодел-любитель Валентин Бурковский привез в Новый Афон напитки собственного производства:
- Эта чача два года настаивалась на десяти сочинских фруктах - фейхоа, инжире, винограде, хурме, киви и других. В ней ни грамма сахара. Так, из 800 литров получилось 230 литров браги, из которой позже 22 литра чачи.
Ольга Слукина переехала в Абхазию из Екатеринбурга четыре года назад. Сначала завела десять кур - так начался бизнес. Сейчас у нее 5,5 тысячи яйцемест.
- Начался сезон шашлыков, поэтому спрос высокий, - сказала Ольга. - Абхазы любят домашнюю птицу. Туристы тоже охотно покупают. Я начала заниматься этим делом, потому что моя дочь не могла найти здесь вкусный куриный шашлык.
Кроме курицы, Ольга предложила гостям мармелад из абхазского инжира. На рынках он весь привозной, а из местного практически никто не делает, потому что его сложно делать - слишком мягкий.
На празднике выступил вокально-инструментальный ансамбль "Гунда" под художественным руководством Розы Чамагуа, а также артисты государственных коллективов. Гостей угощали приготовленным на вертеле теленком и ароматными хачапури. Мясо получилось вкусным, но сладковатым, а хачапури мне не досталось - будет повод приехать в соседнюю республику еще раз.
- Событийные мероприятия, особенно гастрономические, всегда привлекают большое количество туристов, - отметила президент некоммерческого партнерства "Абхазский союз туризма" Анна Калягина. - Ручной труд, который еще называют теплым, интересен всем. Что касается виноделия, то сегодняшний фестиваль показывает, что оно у нас есть. Причем местные виноделы занимаются производством на профессиональном уровне. Такую продукцию не стыдно показывать и можно употреблять. Абхазские вина качественные, безопасные и конкурентоспособные. Такие мероприятия нужно проводить чаще, тем более летом, когда в республике много туристов.
По мнению эксперта, не все домашние производства зарегистрированы, поэтому их трудно посчитать. Предварительно, их около 30 - индивидуальных предприятий и фирм.
- Конечно, хотелось бы все привести в порядок, - заключила она. - Прежде всего из-за контроля качества. Это работа будущего. Чтобы вывести предпринимателей из тени, нужно им предложить что-то интересное. Если не субсидии и финансовую помощь для развития бизнеса, то хотя бы отсрочку от налогов, например, на два года. У нас упрощенная система налогообложения еще сырая. Ранее был разработан так называемый спецналог, самое понятие которого уже давно устарело.