30.07.2023 18:00
Поделиться

"РГ" публикует доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в 2022 году

Введение

Работа института Уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации в 2022 году основывалась, прежде всего на задачах, поставленных Президентом Российской Федерации, таких, как максимальное содействие в защите прав детей, усиление координации в работе региональных уполномоченных, запуск стратегических программ федерального Уполномоченного.

Кроме того, сложная геополитическая обстановка во многом обусловила направления деятельности института Уполномоченных по правам ребёнка в отчётном году. 2022 год связан с началом специальной военной операции (далее - СВО), целью которой является защита русскоговорящего населения, подвергающегося уничтожению со стороны киевского режима, а также демилитаризация и денацификация Украины.

Более того, это отстаивание суверенитета нашей страны.

Следует отметить, что уполномоченные по правам ребёнка в течение отчётного периода были включены в работу, направленную на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и их семей, проживающих на территориях проведения СВО, оказывали всестороннюю помощь семьям и детям, которые прибыли на территорию Российской Федерации в связи с началом СВО. Таким семьям оказывалось необходимое содействие по многим направлениям: оперативно решались вопросы по расселению их в пункты временного размещения, осуществлялось обеспечение средствами первой необходимости и одеждой, решались вопросы с получением медицинской помощи, проводилась психологическая и иная реабилитационная работа, детям обеспечивалась непрерывность образовательного процесса.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка неоднократно выезжал на Донбасс для оказания гуманитарной помощи семьям и детям, проживающим на указанной территории.

Подробнее о деятельности института Уполномоченных по правам ребёнка в части оказания помощи детям Донбасса и Украины указано в разделе "Помощь детям Донбасса" Главы I ежегодного Доклада о результатах деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации и о соблюдении прав и законных интересов детей в России в 2022 году (далее - Доклад).

Нажмите, чтобы открыть полный текст доклада

В отношении Российской Федерации западными странами и США введено беспрецедентное количество санкций. Так, в период с 22 февраля по 25 марта 2022 года наложено 5 129 санкций. Среди них те, которые были введены Великобританией, Канадой, Австралией, США, Евросоюзом в отношении Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Львовой-Беловой М. А., а также в отношении ещё ряда уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации. По числу санкций Россия занимает первое место в мире, опередив Иран (3 616) и Сирию (2 608). Не прекращаются атаки на историю, культуру, духовно-нравственные ценности нашей страны. В этой связи особо актуальными стали решения Президента Российской Федерации Путина В. В., направленные на дальнейшее укрепление института семьи, поддержание традиционных и духовных ценностей, защиту детей во всех сферах их жизнедеятельности.

Серьёзные изменения затронули социальную сферу, образование, здравоохранение, профилактику беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Например, по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Львовой-Беловой М. А. и в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации Путина В. В. от 15.07.2022 года № 234-рп на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Центр защиты прав и интересов детей" начал работу Федеральный центр развития программ социализации подростков.

Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнена положениями о регистрации по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные граждане, достигшие совершеннолетия или получившие полную дееспособность в результате эмансипации, до получения благоустроенного жилья от государства или до исключения их из списка нуждающихся в жилье будут по их заявлениям регистрироваться по месту жительства по адресу администрации или территориального органа администрации (при его наличии) муниципального образования, на территории которого они проживают, в регионе, где они включены в список.

Внесены изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации.

Ими закреплено право родителя (опекуна, попечителя) ребёнка-инвалида однократно в течение календарного года использовать до двадцати четырёх дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных оплачиваемых выходных дней, право на получение которых он имеет в данном календарном году.

Уполномоченные по правам ребёнка в отчётном году были наделены правом участия в рассмотрении судами дел, связанных с помещением несовершеннолетних правонарушителей в центры временного содержания и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также с их пребыванием в данных учреждениях. Соответствующие изменения внесены в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

В части профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних увеличен размер штрафов за вовлечение несовершеннолетних в курение (для граждан - от 2 до 5 тыс. рублей; за те же действия для родителей или законных представителей несовершеннолетнего - от 5 до 7 тыс. рублей (ст. 6.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ)) и продажу им табачной продукции, табачных изделий, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции (для граждан - от 40 до 60 тыс. рублей, для должностных лиц - от 150 до 300 тыс. рублей, для юридических лиц - от 400 до 600 тыс. рублей (ст. 14.53 КоАП РФ)).

Отдельного внимания заслуживают изменения, связанные с частичной мобилизацией и направленные на поддержку мобилизованных и членов их семей. институт Уполномоченных принимал самое активное участие в защите прав семей, воспитывающих детей с инвалидностью, имеющих паллиативный статус, а также многодетных родителей, в целях предоставления им отсрочки от мобилизации.

Государством приняты меры по социальной поддержке семей мобилизованных. Им предоставляется:

денежное содержание мобилизованного, уровень которого должен соответствовать уровню денежного содержания военнослужащего-контрактника (Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647);

единовременная денежная выплата в размере 195 тыс. рублей, которую должны получить лица, мобилизованные начиная с 21 сентября 2022 года. Важное условие - они заключили в период проведения специальной военной операции контракт на военную службу в ВС РФ сроком на год и более (Указ Президента РФ от 02.11.2022 № 787, Постановление Правительства РФ от 09.12.2022 № 2278);

страховые гарантии, в частности, их получают при установлении инвалидности в период прохождения военной службы (Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647);

медицинская помощь и реабилитация, которые обеспечиваются при наличии соответствующих показаний. Она может продолжаться до 30 суток и для военнослужащих проводится бесплатно. Кроме того, если мобилизованного уволили с военной службы вследствие, например, ранения, которое получено при исполнении обязанностей военной службы, его могут принять на обследование и лечение в военно-медицинские организации в установленном порядке (Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647);

социальные выплаты. Доходы граждан, призванных на военную службу по мобилизации, не учитываются при оценке нуждаемости их семей для получения следующих социальных выплат:

  • ежемесячного пособия беременной женщине, вставшей на учёт в ранние сроки;
  • ежемесячной денежной выплаты на ребёнка от 3 до 7 лет включительно;
  • ежемесячной денежной выплаты на ребёнка от 8 до 17 лет;
  • ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка;
  • при заключении социального контракта.

Если в расчётном периоде у членов семьи, призванных на военную службу по мобилизации, нет дохода, это не является основанием для отказа в назначении ежемесячного пособия беременной женщине, вставшей на учёт в ранние сроки, ежемесячной денежной выплаты на ребёнка от 3 до 7 лет включительно и от 8 до 17 лет (Постановление Правительства РФ от 29.10.2022 № 1933).

Кроме того, мобилизованные граждане и члены их семей освобождены от пеней за просрочку оплаты услуг ЖКХ.

Вместе с тем предусмотрена дополнительная поддержка членов семей мобилизованных.

• Граждане, призванные по мобилизации, имеют право на первоочередное предоставление их детям по месту жительства мест в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях.

• Дети военнослужащих, участвовавших в СВО на территориях Украины и новых субъектов Российской Федерации, принимаются на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счёт бюджетов в пределах отдельной квоты.

В случае гибели военнослужащего, получения им увечья или заболевания при исполнении обязанностей военной службы в ходе СВО, его детям не нужно проходить вступительные испытания (за некоторым исключением) при поступлении на такое обучение в пределах отдельной квоты. Без вступительных испытаний они вправе поступить, например, в кадетские корпуса, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Дети указанных военнослужащих имеют право на обучение за счёт федерального бюджета на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.

• Члены семьи ветерана боевых действий, принимавшего участие в СВО на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 года, на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30 сентября 2022 года могут, в частности, пройти бесплатное обучение или получить дополнительное профессиональное образование на основании специального Положения (при наступлении определённых условий).

• Мобилизованные граждане и члены их семей освобождены от пеней за просрочку оплаты услуг ЖКХ.

• Субъекты Российской Федерации дополнительно предусмотрели собственные меры поддержки для данной категории граждан.

О всех изменениях в сфере действующего законодательства, затрагивающего права и интересы несовершеннолетних, а также о тех вопросах, которые до настоящего времени требуют решения, рассказывается в III Главе Доклада.

Таким образом, проводимая работа в целом обусловила ряд позитивных изменений в сфере семьи, материнства, отцовства и детства. Анализ некоторых статистических показателей, прежде всего Росстата1, свидетельствует о том, что на 1,4 % увеличилась доля детей в возрасте от 3 до 18 лет, занимающихся спортом (до 61,1 %). С 12 274 до 13 501 рублей в месяц поднялась величина прожиточного минимума на ребёнка в период с 1 января 2022 года по 1 июня 2022 года (с учётом индексации ВПМ на 10 %).

Средний размер назначенных социальных пенсий детей-инвалидов возрос с 14 500,3 до 14 998,4 рублей в месяц.

В то же время в отчётном периоде уменьшились на:

  • 9,4 % доля младенческой смертности, до 5 910 человек в 2022 году;
  • 9,8 % число самоубийств несовершеннолетних, до 679 человек в 2022 году;
  • 0,7 % количество дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети, 19 721 человек в 2022 году;
  • 3,9 % численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтённых на конец отчётного года, до 375 699 человек в 2022 году;
  • 12,7 % численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, до 1 626 человек в 2022 году;
  • 2,1 % численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель, до 19 299 человек в 2022 году;
  • 36,4 % численность детей, здоровью которых был причинён вред по вине усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных родителей;
  • 78,6 % численность усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных родителей, привлечённых к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых ими на воспитание в семью, до 18 человек в 2022 году.

С другой стороны, к сожалению, приходится отметить ряд негативных изменений в сфере детства.

Увеличились на:

  • 1,2 % численность детей, у которых ограничены в родительских правах оба родителя или единственный родитель, до 8 882 человека в 2022 году;
  • 3,4 % число выявленных случаев жестокого обращения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до 61 случая в 2022 году;
  • доля детей в возрасте до 16 (18) лет, проживающих в домашних хозяйствах со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности детей в возрасте до 16 (18) лет, до 19,1 % в 2020 году).

Уменьшилась на:

  • 6,9 % численность родившихся, до 1 306 162 детей в 2022 году;
  • 0,02 % численность детского населения (0-17 лет) составила на 01 января 2022 года 30 328 287 человек;
  • 1,7 % численность детей в возрасте до 18 лет из отдельных категорий семей, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, 8 262 415 человек в 2022 году;
  • 13,4 % численность лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, 911 902 человека в 2022 году.

В целях улучшения положения несовершеннолетних в стране Уполномоченным проводится анализ поступающих в его адрес и в адрес региональных уполномоченных обращений граждан. Наибольшее количество вопросов возникало у граждан по обеспечению прав детей на жилище, образование, жить и воспитываться в семье.

В 2022 году Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка привлёк 215 500 000 рублей благотворительных средств для решения гуманитарных задач (прежде всего помощь детям и семьям, воспитывающих детей, социальным учреждениям для детей на Донбассе, организацию молодёжных смен "Послезавтра" и т.д.).

В отчётном периоде институтом Уполномоченных использован новый формат работы. По итогам XVIII Всероссийского съезда уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации были утверждены карты действий региональных уполномоченных, в которых был определён ряд мероприятий (шагов), направленных на содействие в защите прав и законных интересов несовершеннолетних по:

  • социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • профилактике травли (буллинга) в детских коллективах;
  • созданию пространств для подростков;
  • обеспечению защиты прав и законных интересов ребёнка, оказавшегося в ситуации безнадзорности (алгоритм межведомственного взаимодействия).

Ознакомиться с инфографиками и динамикой работы по обращениям граждан, а также узнать итоги реализации карты действий в субъектах Российской Федерации можно в I Главе Доклада.

В отчётном периоде, в целях преодоления негативных тенденций в сфере детства, ключевым стал запуск инициированных Уполномоченным и поддержанных Президентом Российской Федерации четырёх стратегических программ: "Подростки России", "Дети в семье", "Сопровождение через всю жизнь", "Страна для детей".

Подробно об итогах запуска программ в 2022 году, их целях и задачах, а также формах работы указано во II Главе Доклада.

Стратегические программы, карта действий позволили синхронизировать не только работу уполномоченных по правам ребёнка, но и органов власти, институтов гражданского общества, социально ответственного бизнеса в интересах детей Российской Федерации.

Оценка реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, информация об оказанной помощи детям и семьям, воспитывающих детей, основная характеристика правоприменительной практики Уполномоченного при Президенте Российской Федерации, рекомендации органам власти, выработанные в результате совместной работы, представлены в III Главе Доклада.

Доклад подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 501-ФЗ. Он состоит из введения, трёх глав, в которых представлена общая характеристика работы Уполномоченного, стратегические программы, а также его правоприменительная деятельность по защите основных прав и законных интересов детей, и заключения, содержащего, прежде всего оценку положения детей и задачи федерального Уполномоченного на 2023 год, а также приложения, в котором аккумулированы предложения, адресованные органам власти для решения системных проблем в сфере детства. Кроме того, в докладе представлен опыт региональных уполномоченных по правам ребёнка.

Материалы и выводы Доклада могут быть учтены органами власти для развития государственной политики в сфере детства, направленной на улучшение положения детей в Российской Федерации, а также экспертами, исследователями, специалистами, представителями гражданского общества и средствами массовой информации.

Доклад размещён в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.deti.gov.ru, а также в "Российской газете"

1Официальная статистика Росстата [режим доступа] www.rosstat.gov.ru/
Полный текст доклада доступен по ссылке