"В разгар пандемии во всем мире выросло число пользователей дистанционных медицинских услуг, в том числе телемедицины. Это произошло во многом благодаря либерализации законодательства. В США телемедицина была добавлена в большинство страховых планов, во Франции - покрывается социальной программой гарантий", - рассказал "РГ" председатель совета директоров медтехкомпании "Доктор рядом" Максим Чернин.
Телемедицина у нас развивалась в основном по направлению "врач-врач" - медики в регионах в сложных случаях связываются для дистанционного консилиума с федеральными клиниками. Что касается возможности приема врача по телефону или скайпу - это мечта многих. И все больше докторов идут навстречу, но пока неофициально, исключительно по доброй воле.
В частной медицине такое взаимодействие по принципу "врач - пациент" развивается куда быстрее.
"За последние два-три года телемедицина стала стандартом корпоративных программ добровольного медицинского страхования. В той или иной мере возможность дистанционных консультаций сейчас присутствует в большинстве корпоративных планов, - отметил Чернин. - При этом клиники и страховые компании до сих пор продвигали телемедицину лишь как дополнение к основным услугам".
Программа, которая началась в рамках экспериментального правового режима, - это большой шаг вперед, говорят медики. "Телемедицина имеет большое количество плюсов, поэтому мы ее активно развиваем. Например, житель Владивостока может связаться с врачом одной из наших московских клиник. Иногда важно получить консультацию узкопрофильного специалиста, есть врачи с уникальным опытом работы, и можно не тратить деньги на билет и проживание в другом городе, а все узнать дистанционно. Наконец, есть такая категория, как маломобильные граждане и люди с ограниченными возможностями. Для них телемедицина особенно удобна", - пояснила "РГ" замдиректора по аналитической деятельности ЦКБ "РЖД-Медицина" Марина Шевырева.
Что же получат пациенты в рамках эксперимента? "Во-первых, это не только дистанционное наблюдение и консультации после первичного очного приема и постановки диагноза, - пояснил "РГ" сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. - Врач в соответствии с этим режимом сможет дистанционно корректировать лечение, назначать исследования и выписывать рецепт на лекарства. Во-вторых, наблюдаться пациент сможет и у другого врача в том же медучреждении. Конечно, это ответственная история. Поэтому хочу подчеркнуть - в рамках программы предусмотрен строгий контроль за качеством телемедицинских услуг".
Ограничения в целях безопасности действительно в программе есть. Например, промежуток между очным приемом и онлайн-консультацией не должен превышать 30 дней. Установлены и требования к врачам: это должны быть специалисты с опытом - стаж работы по специальности не менее семи лет. Кроме того, в рамках программы помощь не оказывают несовершеннолетним, а также пациентам с инфекционными заболеваниями.
"Пока проект можно назвать пилотным - в нем могут участвовать только частные клиники, поскольку осуществляется он в рамках экспериментального правового режима, - отметил Юрий Жулев. - Но, конечно, и организаторы здравоохранения, и пациентские организации будут пристально следить за результатами программы. И если опыт будет удачным, думаю, определенные элементы в дальнейшем будут внедрены и в государственных медицинских учреждениях".