Документ получился объемный. В преамбуле отмечено, что власти рассматривают частный сектор как "локомотив модернизации КНР и прочный фундамент высококачественного развития". Сегодня частный капитал обеспечивает 50% внешней торговли КНР, по 60% от ВВП и поступлений в госбюджет, 70% инноваций и 80% создаваемых по стране новых рабочих мест.
Вместе с тем именно частное предпринимательство - особенно средние и малые предприятия - сегодня как никогда нуждается в поддержке государства, поскольку больше прочих пострадало от затяжного коронакризиса и демонстрирует не лучшие темпы восстановления.
Суть стратегического документа описана в первой главе циркуляра: "Защитить права частной собственности, гарантировать частному капиталу равные права и поддержку, равноправную конкуренцию с другими участниками рынка". Для этого предполагаются основные шесть мер поддержки и две - по совершенствованию практик ведения бизнеса.
Во-первых, в циркуляре отмечен курс на "постоянное снижение административных барьеров для выхода на рынок". Властям на местах строго запретили напрямую или косвенно чинить препоны для выходящих на новые рынки частных предпринимателей.
Во-вторых, много говорится о недопущении произвола властей и дискриминационной практики со стороны госкомпаний в отношении частников. Для этого предполагается усилить контроль за исполнением антимонопольного законодательства, предотвратить злоупотребление административными полномочиями и устранить нечестную конкуренцию со стороны госпредприятий. Особенно отмечена необходимость "предотвратить незаконное административное вмешательство в рассмотрение и урегулирование споров между участниками рынка, искоренить протекционизм на местах". Кроме того, госучреждения и предприятия за несвоевременное или неполное выполнение контрактов с частными предпринимателями будут включаться в черный список, что ограничит их свободу действий на рынке.
В-третьих, государство пообещало проявить терпимое отношение к непреднамеренным административным нарушениям частного бизнеса. Обозначенная в документе схема "оповещение-предупреждение-принуждение" предполагает наказание нерадивого бизнесмена лишь за повторные нарушения, если он не обратил внимания на неоднократные предупреждения регуляторов. "Тем, кто нарушил закон впервые без причинения значительного ущерба и своевременно исправил свои ошибки, наказание не грозит", - говорится в циркуляре. При этом уделяется большое внимание повышению правовой осведомленности частных предпринимателей.
В-четвертых, делается акцент на участии частников в инновационной деятельности, в том числе за счет развития совместных проектов с госпредприятиями и НИИ. Предполагается "активное привлечение частного капитала к крупным научно-техническим проектам национального уровня".
В-пятых, государство намерено оказать помощь частному капиталу с выходом на зарубежные рынки, в том числе в рамках интеграционной инициативы "Одного пояса, одного пути". Предпринимателям государство пообещало "защиту от зарубежного протекционизма и односторонних санкций".
Шестое - пожалуй, самое важное - решение заключается в дальнейшем расширении представительства бизнеса в высших органах государственной власти и поддержании постоянного диалога между частным капиталом и властными структурами. В частности, предполагается расширение рядов частных предпринимателей во Всекитайском собрании народных представителей - высшем органе государственной и законодательной власти КНР. Будут налажены механизмы постоянных консультаций бизнесменов с центральными и местными властями для оперативной корректировки государственной экономической политики под нужды частного сектора. Это решение уже начали претворять в жизнь. С начала июля Госкомитет КНР по делам реформ и развития провел три встречи с представителями частного капитала, заслушав их предложения о мерах, необходимых для обеспечения поступательного экономического роста.
Важно, что такая стратегия касается не только китайского, но и зарубежного частного капитала. Так, 18 июля представитель Госкомитета по делам развития и реформ КНР Цзинь Сяньдун объявил, что власти наладят постоянный прямой диалог с иностранными предприятиями и торговыми палатами в КНР "в целях усовершенствования предпринимательской среды, разработки новых мер по привлечению инокапитала и расширению его доступа на национальные рынки".
Что касается усовершенствования предпринимательской практики, то циркуляр ЦК КПК и Госсовета КНР предполагает искоренение коррупции в частном секторе, а также повышение уровня социальной ответственности частного предпринимательства, в том числе - при реализации проектов за рубежом.
Этими мерами государство не ограничится. Сразу же после публикации циркуляра замглавы Госкомитета по делам развития и реформ КНР Ли Чуньлинь заявил: в ближайшее время Пекин представит еще два документа и ряд мер по поддержке частного сектора. По его словам, ожидается дальнейшее сокращение "негатив-листа", за пределами которого частный капитал может инвестировать куда угодно без предварительного одобрения властей. Ожидается и дальнейшее снижение налоговой нагрузки на бизнес.
Напомним, что во втором полугодии наблюдатели ожидают внедрения внушительного пакета мер по поддержке экономического развития. Его объем предварительно оценивается в 1,5-2 трлн юаней ($208-277 млрд). Старший экономист инвестбанка UBS Ван Тао спрогнозировала: "Мы ожидаем дополнительного пакета экономического стимулирования объемом 1%-2% от ВВП". Напомним, что по итогам прошлого года ВВП КНР достиг 121 трлн юаней.
Ожидается, что больше конкретики по этому поводу появится после заседания Политбюро ЦК КПК в конце июля. Среди наиболее вероятных мер называют дальнейшее снижение банковских ставок, усиление потребительского кредитования, наращивание инвестиций в инфраструктурные проекты, меры по поддержке рынка недвижимости и многое другое.