Доктор по телефону: В России стартовал экспериментальный проект по широкому внедрению телемедицины

С 1 августа 2023 года частные медицинские организации получили право консультировать пациентов онлайн в рамках экспериментального правового режима. Постановление правительства было принято в середине июля - право внедрять новую систему общения врачей и пациентов получили 28 клиник в разных городах страны.
Сергей Михеев/ РГ

"В разгар пандемии во всем мире выросло число пользователей дистанционных медицинских услуг, в том числе телемедицины. Это произошло во многом благодаря либерализации законодательства. В США телемедицина была добавлена в большинство страховых планов, во Франции - покрывается социальной программой гарантий", - рассказал "Российской газете" председатель совета директоров медтехкомпании "Доктор рядом" Максим Чернин.

В нашей стране возможность проконсультироваться с лечащим врачом по телефону или скайпу - мечта многих пациентов. И все больше докторов идут им навстречу, но в большинстве случаев неофициально, исключительно по доброй воле. В частной медицине такое общение "врач-пациент" развивается куда быстрее.

"За последние два-три года телемедицина стала стандартом корпоративных программ добровольного медицинского страхования. В той или иной мере возможность дистанционных консультаций сейчас присутствует в большинстве корпоративных планов, - отметил Чернин. - При этом клиники и страховые компании до сих пор продвигали телемедицину лишь как дополнение к основным услугам. Им не удалось обеспечить интеграцию цифровых технологий с классическим форматом очной медицины. Поэтому онлайн сервисы сегодня в отрасли все еще используются как удобные добавки в дополнение к традиционному пути пациента".

Программа, которая началась в рамках установленного правительством Экспериментального Правового Режима (ЭПР) для пациентов почти трех десятков медицинских учреждений, - это большой шаг вперед.

"В соответствии с этим режимом после очного первичного приема пациент может проходить наблюдение и консультации в удаленном формате в том же медицинском учреждении, в том числе, у любого другого врача данной клиники, а специалист вправе корректировать диагноз, назначать терапию и выписывать онлайн рецепты", - отметил эксперт.

"Будущее медицины - за дальнейшей взаимной интеграцией офлайн и онлайн каналов коммуникации медучреждений и пациентов в единую систему. Этому в немалой степени будет способствовать широкое применение приложений к гаджетам и мобильных медицинских приборов. Все, что в интересах пациента должно проходить в режиме очного приема, будет обеспечено офлайн, а то, что можно перенести в онлайн, - будет выполняться дистанционно. Когда телемедицина и очный прием будут взаимосвязаны, удастся обеспечить полную преемственность ведения пациента, а это то, к чему стремится современная медицина", - считает Чернин .

Что получит пациент в рамках эксперимента?

  1. Первичный осмотр обязательно должен быть очным, однако после постановки диагноза дальнейшее наблюдение за пациентом и консультации могут проводиться дистанционно. Промежуток между очным приемом и онлайн консультацией не должен превышать 30 дней.
  2. Пациент имеет право обратиться в любое подразделение медучреждения, даже в другом городе и регионе. Он может консультироваться заочно не только у своего лечащего врача, который поставил диагноз, но и у других врачей в той же клинике. Предусмотрено, что это должны быть специалисты с опытом - стаж работы по специальности не менее семи лет.
  3. В рамках программы помощь не оказывают несовершеннолетним, а также пациентам с инфекционными заболеваниями.
  4. На онлайн-приеме врач может назначать и корректировать лечение, а также выписывать рецепты на лекарства.
  5. Главные преимущества эксперимента - экономия времени пациента на ожидание консультации, право выбора лечащего врача и возможность обратиться за помощью, находясь в любом городе и регионе.

"Возможность оперативной связи с квалифицированным медицинским специалистом практически в любое время и из любой точки страны и мира, - это огромный плюс программы, - подчеркивает Максим Чернин. - Для жителя крупного города это экономия времени, а для жителя небольших населенных пунктов и, особенно, удаленных территорий, зачастую это существенно повышает шансы на получение профессиональной консультации нужного врача, в том числе редкой специализации.

Такие телемедицинские услуги частично снижают и финансовые барьеры: как правило, цена на дистанционные консультации несколько ниже стоимости очного приема. Для многих людей визит к врачу - это еще и психологический вызов, надо собраться с моральными силами, а вот связаться с врачом по видео или аудио связи - гораздо проще. Все это в совокупности не только повышает удобство для пациента, но и способствует более раннему выявлению заболевания и началу лечения, что критически важно для его успешности".

Справка "РГ"

Полный перечень медорганизаций, участвующих в эксперименте

Субъектами экспериментального правового режима являются:

  • "Группа компаний "Медси";
  • "Медси 2";
  • "Медси Санкт-Петербург";
  • "Клиника на Петроградской стороне";
  • "Медси-Пермь";
  • "Медси-Ижевск";
  • "МК Доктор рядом" (Москва);
  • "Доктор рядом";
  • "Хорошее настроение" (Москва);
  • "Клиника на Маросейке";
  • "Берканамедика";
  • "Национальный медицинский сервис";
  • "Инновационная медицина";
  • "М-Лайн";
  • "РенКлиника";
  • "Европейский Медицинский Центр";
  • Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Смоленск;
  • Центральная клиническая больница "РЖД-Медицина, Москва;
  • "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Ростов-на-Дону";
  • "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Южно-Сахалинск";
  • "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Омск";
  • "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Краснодар";
  • "Медориа";
  • "Клиник-Тур";
  • "Рефлекс Плюс";
  • "Дженерал Медикал Центр-СП";
  • "Медицинский центр "Врачъ";
  • "Восток Запад".