Высокоскоростные поезда отходят с тех же вокзалов, что и обычные поезда. Например, в Пекине четыре вокзала по сторонам Света. В рабочий день на Западном вокзале людей очень много. Залов ожидания, уходящих анфиладой в перспективу, не меньше десятка. Однако свободных кресел почти нет. Некоторые пассажиры отдыхают прямо на полу.
Но людей еще не так много, как бывает, поясняет гид. В праздничные дни и выходные пассажиров настолько много, что сложно даже просто встать где-нибудь у стены. На вокзале три уровня проверки - турникеты, паспортный и билетный контроль.
Поезд обтекаемой формы подают на перрон, пассажиры заполняют вагоны. В поезде действует бар. Каждое сиденье оборудовано USB- розеткой для подзарядки телефона. В вагоне кондиционер, который периодически отключается, чтобы не было переохлаждения. Во время поездки проводят уборку.
В дороге поезд временами развивает скорость до 350 км в час, но средняя скорость около 300 км в час. Расстояние в 900 км между Пекином и Сианем поезд преодолевает за четыре часа. Для сравнения, средняя скорость "Сапсанов", курсирующих между Москвой и Санкт-Петербургом, 200 км в час. Поезд может разгоняться до 200 км в час.
Билет на высокоскоростной поезд Пекин - Сиань обошёлся в 577 юаней, по действующему курсу около 7,3 тыс. рублей (билеты эконом-класса на "Сапсан" стоят в августе 4,5 - 10 тыс рублей).
Средняя зарплата в Пекине, по словам гида, составляет 12 тыс. юаней, то есть более 150 тыс. рублей. Высокоскоростные поезда, по крайней мере, по направлению на Сиань идут полные, заняты практически все места. Понятно, почему ВСМ в Китае сконцентрированы в экономически более развитых восточной и юго-восточной частях страны. Строить ВСМ есть смысл, если удастся сделать их хотя бы безубыточными. В Китае функционирование таких поездов обеспечивает плотный поток пассажиров с достаточно высокими доходами.
По данным WorldWide Railway Organization, протяжённость высокоскоростных железных дорог в Китае сейчас составляет более 40,,5 тыс километров. С таким показателем КНР заметно опережает другие страны мира. В Испании, находящейся на втором месте после Китая, построено около 4 тыс. км высокоскоростных железных дорог.
В России построить первую ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом планируется в 2027 году.