Высказанная вице-премьером Чернышенко идея создания в России курортов на пяти морях должна сработать на перераспределение турпотоков. Куда и зачем ехать туристам в России, эксперты и представители курортных регионов обсудили в ходе беседы за "круглым столом" в "Российской газете".
Каков прогноз по этому летнему сезону?
Христофор Константиниди, вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ): Сезон проходит с высоким уровнем загрузки, поэтому точно он будет успешным по объему туристов. Но интереснее посмотреть, как изменится структура туристического потока, а также сопоставить объем туристов и объем денег, посмотреть, как изменится эта пропорция. В среднем есть рост среднего чека трат туристов на 10-15%, в отдельных случаях и больше.
Андрей Ермак, министр по культуре и туризму Калининградской области: У нас было в прошлом году 1,835 млн туристов. В этом году будет более двух миллионов. По сравнению с прошлым годом будет на 10% туристов больше. И мы это уже видим. Но для нас это совершенно не ключевые показатели, показатель эффективности туризма - это всегда деньги. Мы видим, что средний чек по сравнению с прошлым годом вырос примерно на 12%. В средний чек мы не включаем дорогу, не включаем бронирование. Пока не смогу сказать, сколько мы в этом году на туризме заработаем. В прошлом году у нас было более 20 млрд рублей, в этом году будет существенно больше. Мы с оптимизмом смотрим и на высокий сезон этого года, и на осень.
Абдула Магомедов, заместитель министра по туризму и народных художественным промыслам Республики Дагестан: Мы не ожидаем такого резкого скачка на 40%, который был в прошлом году. Но повышение турпотока наблюдается. Мы это можем наблюдать и по росту пассажиропотока в аэропорту Махачкалы. Предварительная оценка - ожидается рост на 10-15%. Прошлый год был аномальным в хорошем смысле слова.
Виталий Воронов, заместитель главы муниципального образования город-курорт Анапа: Получим в этом году прирост турпотока на 8-10% дополнительно относительно прошлых двух лет. Давайте посмотрим в конце года, когда налогоплательщики должным образом заплатят налоги.
С чем связаны такие результаты, поделили турпоток, который шел в Крым, или в целом россияне стали больше путешествовать?
Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР): Цены на отдых за рубеж выросли. Даже те условно "горящие" предложения, которые впервые за три года появились, довольно дорогие. Дорога удлинилась за исключением нескольких стран. У наших туристов по-прежнему есть опасения, что если вдруг что-то случится и направление закроют, то сейчас выбираться будет намного сложнее и финансово тяжелее, чем это было даже в период пандемии. Есть люди, которые имеют финансовые возможности, но и они хотели бы уезжать недалеко от дома.
Хит сезона - Краснодарский край. Цены при этом не сказать, что демократичные. В бюджетном сегменте будет дешевле, отели "две" - "три" звезды будут дешевле, чем за рубежом. Но как только берешь "четверку" или "пятерку", то у нас даже дороже получается.
В итоге внутри страны возникают ареалы. Туристам хочется тепла и водоема, так как наши, в отличие от европейских туристов, не очень любят плавать в бассейнах. В итоге получилось, что отдельные регионы, находящиеся в центрах таких ареалов, говорят о рекордном количестве туристов.
Христофор Константиниди: Я думаю, что пробки перед Крымским мостом говорят о том, что в Крым большое количество туристов ехало и едет. А внутри страны прирост произошел за счет того, что внешние направления ограничены последние годы. Интересно, как поменяется перераспределение по регионам. Потому что все больше и больше людей, с которыми я общаюсь, встречаюсь по работе, рассказывают о том, что они открывают новые и новые территории для себя. И не всегда там очень развитая инфраструктура. Но там уникальная природа, культурно-историческое наследие.
Туризм сегодня одно из наиболее перспективных направлений. Многие даже строительные организации пересматривают свои проекты под создание курортов, под создание апартаментных комплексов. И комплексов туристической инфраструктуры.
То есть скоро от курортов пяти морей перейдем к курортам ста рек. Каким может быть потенциальный спрос на круглогодичные курорты пяти морей, о которых говорил вице-премьер Дмитрий Чернышенко? Каков "вес" пляжного туризма в России?
Христофор Константиниди: Подобные мегапроекты дают мощный импульс для социально-экономического развития территорий в целом. Не только индустрии гостеприимства и туризма. По различным оценкам - и экспертным, и статистика показывает, около половины наших граждан выбирают в летние отпуска именно пляжный отдых. Это и оздоровление, это и возможность набраться энергии, хорошего настроения. Море - это один из рекреационных ресурсов. Рекреационный бальнеологический в какой-то степени фактор, поэтому морские курорты действительно выигрышны. Тем более, Россия страна в большей степени северная, поэтому в летние месяцы многие стремятся побыть в теплых краях, насладиться воздухом, запахом соли, йода, морского бриза. Это уникальные эмоции на весь год.
Так что потенциал новых курортов очень высокий. Но одна из важнейших проблем наших традиционных морских курортов - перегрузка в летний сезон. С учетом того, что у нас в любом случае не будет 9-10 месяцев возможности купания, новые курорты сделают более комфортным пребывание для всех. Задача вообще всей индустрии, не только морских курортов - это увеличение сезона, снижение перепадов сезонности. Решать ее можно и за счет санаторно-курортного комплекса. Также это событийные мероприятия для туристов, это и аграрный туризм, и культурно-познавательные мероприятия.
Майя Ломидзе: Идея развивать курорты на пяти морях правильная, но сезонность все равно никуда не денется. "Высокий" сезон во всех этих регионах - на Дальнем Востоке, в Дагестане, на Балтике только июль и до конца августа. Все емкости заполняются. Так что если говорить о морских курортах, то нужно развитие иных средств размещения и наполнение их тем, чем туристы могут заняться вне сезона, причем, не обязательно зимой, так как на Дальнем Востоке, скажем, зимой весьма специфичная погода. Должны быть такие объекты, которые сами по себе дают возможность переключиться, сменить атмосферу.
При этом не стоит рассчитывать, что будет миллионный поток туристов. Важно также учитывать способность муниципалитетов переварить всю амортизацию от приезжающих туристов. Это водопровод, канализация, газ, отопление. Любой муниципалитет должен с этим справиться. Но первичный вопрос все же - будет ли туристам чем заняться.
В Анапе пляжи сейчас перегружены, можно разместиться?
Виталий Воронов: Конечно, можно. Не видим здесь больших проблем. Ситуация в городе на пляжах абсолютно естественная и нормальная для этого времени года. У нас 40 км пляжа, на которых оборудованы 120 пляжных территорий. Даже если весь Сочи приедет, всем хватит места.
Сейчас у нас загрузка в Анапе составляет 92% в официальных средствах размещения. Это нормальные цифры. Вместе с тем есть категории объектов размещения, которые мы можем мониторить, - гостевые дома. Но потребление электроэнергии, воды и остальных коммуникаций сейчас аналогично пиковой загрузке. Отсюда мы делаем вывод, что у нас в этом году немножко преобладает серый сектор размещения. Разница в процентах, но мы ее наблюдаем. Это никак не влияет на ситуацию, потому что туристам комфортно, места хватает.
В Калининградской области на пляжах свободно?
Андрей Ермак: В выходные на пляжах Калининградской области яблоку негде упасть. Неудобно даже стоять, не то, что лежать. Наплыв достаточно большой. Вода в Балтике была очень теплой. В Калининградской области все очень плотно сейчас.
Какова ситуация в Дагестане?
Абдула Магомедов: Загрузка отелей близка к 100%. Летом для нас всегда была актуальной нехватка номерного фонда. В этом году у нас очень существенно увеличился номерной фонд в городах. Посуточно сдается, по разным оценкам, от 5 до 10 тысяч квартир, а в реестре Министерства числится более 25 тысяч мест в коллективных средствах размещения. Это номерные фонды по гостиницам, гостевым домам, базам отдыха и т.д.
Летняя загрузка высокая, и ее мы уже объяснили, но смогут ли курорты стать круглогодичными?
Христофор Константиниди: Если говорить о круглогодичной загрузке инфраструктуры курортов, которая нужна, то здесь, безусловно, аквапарки становятся инструментом привлечения туристов. Тематические парки - у нас в стране практически таких нет. Они могут быть посвящены истории, культуре народов стран, могут иметь географические, этнографические особенности. Есть только парки развлечений, природные парки.
Важно рассматривать общий проект в комплексе, когда появляется и спортивная инфраструктура. На этих курортах также может быть размещена инфраструктура для проведения деловых мероприятий, конгресс-выставочных мероприятий. Медицинская инфраструктура. Поскольку медицинский туризм - это тоже перспективное для нашей страны направление развития. В комплексе можно сбалансированно обеспечивать таким образом круглогодичную загрузку.
Есть ли возможности еще увеличить турпоток и нужно ли это?
Андрей Ермак: Возможность такая есть. И мы в этом отношении работаем. У нас есть большой проект, который называется "Русская Балтика". Это такой интегрированный пляжный курорт на 500 гектарах в районе поселка Янтарный, то место, где у нас самые широкие пляжи. Там сейчас не хватает инфраструктуры. Именно эту проблему собираемся решить. Между нашими курортными городами Светлогорском и Зеленоградским развивается направление, которое представляется подходящим даже для круглогодичного проживания. Там есть достаточно широкие комфортные пляжи. Коллеги, которые занимаются развитием этих пляжей, стараются сертифицировать уже по российским стандартам. Потенциал далеко еще не исчерпан. У нас есть еще балтийские прекрасные пляжи в районе города Балтийск. Есть национальный парк Куршская коса.
Абдула Магомедов: Да, есть возможность для дальнейшего увеличения туристического потока, и для этого реализуется ряд проектов в республике. Наиболее важный на сегодняшний день проект - развитие особой экономической зоны в Дербентском районе "Каспийский прибрежный кластер", который рассчитан на единовременное размещение более 12 тыс. туристов. Данный кластер сможет принимать около 700 тысяч туристов в год с учетом того, что там формируется инфраструктура, рассчитанная на размещение туристов круглый год. Но вместе с тем в республике реализуется еще ряд проектов, которые позволят нам существенно улучшить туристическую инфраструктуру, соответственно принять больше туристов.
Но Дербент сейчас находится достаточно далеко от аэропорта, и экскурсионная программа в регионе построена по принципу, куда мы сможем вас довезти.
Абдула Магомедов: Я не сказал бы, что находится далеко. Там была федеральная двухполосная дорога, которая очень сильно загружена. Из-за этого путь занимал более двух часов. Сейчас идет реконструкция этой дороги, заканчивается строительство четырех полос. Работы уже закончены на 70-80%. Когда эту работу завершим, время пути в Дербент существенно уменьшится. Я думаю, что до этого момента не так уж и далеко. Аэропорт Махачкалы один из наиболее загруженных аэропортов России. Сейчас идет работа над строительством второй взлетно-посадочной полосы с улучшенными характеристиками.
В чем уникальность курортов, чем они будут привлекать туристов?
Виталий Воронов: Исторически Анапа - это семейный курорт. От других курортов Краснодарского края он отличается уникальными песчаными пляжами. Анапа всегда была детской столицей, потому что там плавный заход в море. Именно поэтому появился когда-то Пионерский проспект. Это самая детская улица в мире, как ее называли, 12 км детских лагерей. Сейчас они немножко эволюционировали ввиду современных тенденций, но тем не менее, детская составляющая осталась.
Вторая уникальная особенность - тот самый кварцевый песок, который считается лечебным, целебным. И на его базе работают многие санатории.
Третьей уникальной особенностью является наша зеленая камка, которую мы частенько видим в интернете. Многие тоже говорят, что она целебная.
Андрей Ермак: В Калининградской области ситуация отличается от Анапы. У нас количество солнечных дней гораздо меньше, море не такое теплое, скорее, освежающее. Но у нас есть свои преимущества. Во-первых, основная цель - культурно-познавательный туризм, балтийский пляжный отдых всегда выступает приятным бонусом. Это позволяет нам увеличить сезон на достаточно большое количество месяцев. У нас сейчас неплохо загружен и февраль, например, в 2022-2023 г. загрузка номерного фонда была на уровне 70%. Что в целом по году считается очень неплохо.
Наше преимущество - балтийский загар, тот самый, который держится два года. Благодаря тому, что Балтика освежающая, плюс солнечная активность немножко другая. Второе направление, которое сочетает пляжный отдых с культурно-познавательным - очень хорошая внутренняя логистика. И даже если не повезло с погодой и нет возможности полежать на пляже, всегда есть возможность поехать куда-то и с интересом провести время, рассматривая достопримечательности, которые всегда находятся в непосредственной близости от курортной зоны. Тем более, города все разные. Города очень хорошо приспособлены для прогулок.
Абдула Магомедов: Дагестан может предложить туристам самый широкий спектр развлечений на небольшой территории. Это море, древний Дербент, народные промыслы фактически во всех туристических локациях, разные варианты горного отдыха, час пути и туристу представляется совсем другая природа, культура, кухня и так почти в каждом районе республики. Широкий спектр услуг и разнообразие впечатлений на небольшой территории - это одно из наших основных конкурентных преимуществ.
Чего сейчас больше не хватает курортам - туристов или инфраструктуры?
Христофор Константиниди: Не хватает баланса. Если брать наши территории, то в пик сезона на морских пляжных курортах загрузка высокая - 95%. Это довольно высокая загрузка, поскольку сегодня есть серьезные транспортные ограничения. И при такой загрузке, как правило, страдает уровень сервиса и качества услуг. Но наши курорты привыкли к таким высоким загрузкам в сезон, поскольку в межсезонье уровень загрузки существенно ниже. Хотя в последние годы он тоже повышается и в зимний период, не только в праздники, но и в осенне-весенний.
В Анапе, например, пляжи даже зимой работают, как и в Сочи. Люди приходят в хорошую погоду отдыхать, дышать, гулять и т.д. Там есть инфраструктура, они благоустроены, там поддерживается чистота на этих пляжах.
Если говорить о Дальнем Востоке, то в любом случае мы понимаем, что приехать оттуда на наши южные моря - очень затратно. Все-таки с большей вероятностью туристы поедут в те регионы, которые находятся поблизости, если там будет обеспечен должный сервис, качество и конкурентоспособность по цене.
А если взять в целом туризм в стране, то такие сезонные перепады приводят к тому, что у нас в среднем загрузка составляет до 40%. Где-то не хватает инфраструктуры. Но опять же, чтобы ее построить, нужно, чтобы она была загружена максимально в течение года. Если вы распускаете после сезона персонал, то на следующий год у вас проблема и с набором персонала, и с качеством работы этого персонала. Когда персонал постоянно работает, то проще контролировать, развивать этот уровень сервиса. Если у вас постоянно к началу сезона идет набор, то это временный персонал и, как правило, неквалифицированный.
Нужно понимать, в каком объеме, какого формата строить сегодня те же средства размещения. Нужны "двойки", "тройки", "четверки" или "пятерки. Важно, чтобы загрузка стремилась к 80%. Все, что выше 80-85%, довольно сложно по части уровня сервиса и качества обеспечения.
Персонала не хватает. Дефицит в кадрах очень высокий. И он будет только нарастать. Поскольку к 2030 году в рамках нацпроекта целевой показатель увеличения до 140 млн поездок, до четырех с лишним миллионов рабочих мест. Эти рабочие места нужно наполнять. Какую-то часть рабочих мест, наверное, можно обеспечить за счет приезжих, за счет миграции. Но большая часть требует квалифицированного персонала. Здесь среднее звено менеджментов, топ-менеджмент.
Стоит ли делать круглогодичные курорты на всех пяти морях?
Христофор Константиниди: Безусловно, расширять нужно крылья сезона. Анапа - традиционно детский курорт, Калининград - культурно-познавательная составляющая. Хотя и юг России очень богат культурным наследием. И это факт. Просто сегодня этот потенциал недостаточно используется.
Опять же, важна еще и конкуренция. Сегодня многие внешние направления ограничены. И те, которые остались популярными, та же самая Турция, Эмираты, - там стоимость очень существенно отличается, чем мы знали эти курорты пять-семь лет назад. И конкуренция внутри страны, и конкуренция с внешними курортами заставляет повышать качество, делать предложения, которые более выгодны для наших граждан, для наших туристов. От этого выигрывает и отрасль, и жители, и гости России.
Как стимулировать туристов приезжать в межсезонье? Был туристический кешбэк. Программа эта завершилась. Были чартеры. Какие теперь могут быть методы?
Андрей Ермак: Я сторонник, прежде всего, рыночных методов. Например, очень активно в осенний, зимний сезон продвигаю за счет предложений по интересным экскурсиям, на которые можно ездить вне зависимости от того, какая погода. Плюс событийные мероприятия. Это интересные концертные программы, музейные проекты, какие-то интересные фестивали и т.д. Наша стратегия заключается в этом.
Я согласен, что нам не хватает определенного баланса. Основные проблемы сейчас заключаются как раз в части инфраструктуры. В Калининградской области с инфраструктурой более-менее хорошо. У нас две основные проблемы. Первая - транспортная доступность. Мы бы хотели, чтобы больше рейсов приезжало в Калининградскую область. Вторая - в части персонала. Персонал - это, скорее всего, даже ключевая проблема, особенно линейный персонал - гостиницы, рестораны.
Что касается межсезонки, Калининградская область, наверное, это не то место, где нужно применять стимулирующие инструменты, такие, как кешбэк или другие проекты.
Вообще у нас нет такого понятия, как высокий сезон, низкий сезон. Мы говорим летний сезон, зимний сезон, осенний сезон, весенний сезон. Потому что у нас загрузки, в принципе, неплохие для каждого из времен года.
Для Анапы стимулировать турпоток не нужно. Но довольно дорого бывает для семьи из четырех человек организовать отпуск. Может быть, стоит подумать о каком-то стимулировании объектов размещения, перевозчиков, чтобы они могли предоставлять скидки?
Виталий Воронов: У нас за последние три года ситуация в городе поменялась с точки зрения количества отелей, которые работают в межсезонье. Начинают люди уже с отопления. Если раньше отопления не было, то теперь уже сделано. Начинают работать зимой. Кредитуются, в том числе, с помощью господдержки, пошел, сделал себе спа-центр какой-то. Бизнес реагирует адекватно, предлагает различные опции для того, чтобы загружать межсезонье. Точно также увеличивается количество объектов инфраструктуры. Например, мы понимаем, как новый ресторан изменит ситуацию в области потребсферы. Власть должна создавать условия для того, чтобы было место, куда сходить. А бизнес должен предлагать нормальные маркетинговые программы, чем он сегодня и занимается. Не так много мест в наших "четверках" и "пятерках". Преимущественно все они и заполняются. Они заполняются за полгода, в том числе, и на межсезонье. Новый год, например, уже распродан.
Это должен делать бизнес. И он понимает, кому и что, кто его клиент и что ему нужно предлагать.
Как в низкий сезон стимулировать приток гостей? Какие-то нужны специальные меры?
Виталий Воронов: Я полностью согласен с коллегами. Тут кешбэки и прочее временные меры. Не вижу их эффективности. Лучше эти деньги потратить на то, чтобы стимулировать и помогать бизнесу создавать условия для того, чтобы туристы приезжали. И такую работу провести по части транспортной инфраструктуры.
Что можно сделать по транспортной инфраструктуре?
Христофор Константиниди: Расскажу об опыте, который был реализован нами в Краснодарском крае в свое время. Стимулирование, которое не потребовало финансирования. Мы сделали региональную маркетинговую программу, которая называется "Южная здравница". Мы собрали всех ключевых игроков, все предприятия санаторно-курортного комплекса, санатории, пансионаты отдыха, лечения, и предложили им конструкцию, когда они сами на свой выбор предлагают в межсезонье несколько продуктов - 7, 14 или 21 день, и делают от пяти процентов скидку. Некоторые довели ее до 50 процентов.
Мы организовали максимальное размещение этих продуктов в едином информационном ресурсе. И продвижение этого ресурса как на территории Южного федерального округа, так и за его пределами по всей России. В первый год реализации такой программы вначале директивно включены были 30 предприятий, после этого количество желающих выросло до 80. Рост загрузки в межсезонье - с 15 сентября до 15 мая за минусом праздничных дней - был в среднем 15% по итогам реализации первого года. Причем это было подтверждено официальными письмами предприятий-участников. У кого-то было 35%, у кого-то 5%, но в среднем получилось 15%.
Другой механизм мы запускали в свое время, когда высветилась основная проблема загородных отелей, загородных баз отдыха - загрузка в пятницу, субботу, воскресенье. Мы сделали программу, которая стимулировала загрузку в неделю с понедельника по четверг, назвали ее "Отдых с видом на горы". Она была результативна. Результаты были не такие высокие, но на 7 процентов в первый год загрузка на этих базах в будние дни повысилась. Про межсезонье речь не шла. Это тоже возможность предприятий тоже развиваться, инвестировать в собственное развитие. Два примера практически без денег, которые были реализованы.
По каким направлениям люди стали активнее ездить за пределами нашего обсуждаемого проекта "Пяти морей"?
Христофор Константиниди: Последние годы Кавказ раскрывает свой потенциал. Весь Северный Кавказ. Тот потенциал, который был даже на треть недооценен. Это и природа, культура и люди, традиции, колорит, темперамент, горы, море, солнце, кухня великолепная - это все сейчас начинает синергировать. Вы видите, что не только Дагестан показал в прошлом году плюс 40% турпотока. В среднем регионы СКФО, Адыгея - от 20 до 40% показывают рост по итогам последних сезонов. Этот сезон не будет исключением. Люди все больше и больше пробуют, уходят стереотипы. Вопрос безопасности всегда важен в любом регионе. Но турпоток подтверждает наличие условий на Северном Кавказе для отдыха, для оздоровления, для путешествий, активных видов отдыха, туризма и спорта. Поэтому Кавказ, наверное, открытие последнего десятилетия.