Почему вузы Германии начали отказываться от аспирантов из Китая

Немецкие университеты больше не хотят принимать у себя аспирантов из Китая. По крайней мере тех из них, кто получает стипендии от государственного Совета по стипендиям КНР. В качестве предлога немцы говорят об угрозе шпионажа, утверждая, что китайские госстипендии недостаточно "свободные".
iStock

Первым двери перед китайскими аспирантами в июне закрыл Университет Эрлангена-Нюрнбернга, который считается одним из лучших вузов Германии и входит в пятерку самых инновационных университетов Европы. Свое решение руководство вуза обосновало необходимостью соответствовать требованиями в сфере экспорта чувствительных технологий, а фактически - опасениями, что через китайских аспирантов может произойти утечка этих самых технологий.

Инициативу тут же поддержала министр образования и науки Германии Беттина Штарк-Ватцингер. "Китай все больше становится для нас конкурентом и системным соперником в науке и исследованиях", - заявила она на прошедших выходных в интервью медиагруппе Bayern, призывая и другие немецкие вузы последовать примеру Университета Эрлангена-Нюрнбернга. По словам Штарк-Ватцингер, китайские государственные стипендии не позволяют их получателям "в полной мере реализовать свободу мнений и академические свободы", а также связаны "с повышенным риском научного шпионажа". При этом, как сообщает издание Table.Media, еще несколько немецких университетов уже рассматривают вопрос о том, чтобы отказать в приеме китайским аспирантам, по крайней мере по определенному списку специальностей.

Призывы к тому, чтобы ограничить академический обмен с Китаем звучат в Германии уже несколько лет, а с прошлого года они заметно усилились, и не без помощи все той же Штарк-Ватцингер. В октябре она призвала к "бдительности" и "критическому подходу" в германо-китайских научных отношениях, а в марте уже этого года министр отправилась на Тайвань - первой из представителей немецкого правительства за последние более чем четверть века. В Тайбэе Штарк-Ватцингер подписала соглашение о расширении германо-тайваньского сотрудничества в сфере науки. Немецкие СМИ расценили визит как попытку заменить Китай в этой сфере новым, идеологически более близким и удобным партнером.

Тогда же, в марте, немецкое издание Correctiv опубликовало свое расследование о Совете по стипендиям КНР. Журналисты выяснили, что получая от совета стипендии, китайские студенты и аспиранты обязывались поддерживать компартию КНР и социалистическую систему, любить родину, иметь хорошие нравы и не совершать действий, направленных против Китая. Такие обязательства в издании сочли нарушением свобод, в том числе академических, и судя по всему, именно эта публикация стала одним из обоснований начавшихся сейчас гонений на китайских аспирантов.

Надо заметить, что аспирантам из Китая, получающим стипендии от немецких фондов и организаций, в обучении в Германии никто не отказывает. Хотя с точки зрения защиты от шпионажа такой селективный подход выглядит довольно сомнительным. Но возможно, что причина запрета на обучение несколько иная, чем та, которую озвучивают официально. Принятая недавно новая стратегия Германии в отношении Китая ставит одной из целей "удержать китайские таланты в Германии и Европе на длительный срок". А стипендиаты Совета по стипендиям КНР обязуются после окончания обучения вернуться в Китай. По всей видимости, это обязательство больше всего и беспокоит немецкие власти. Обучать китайских студентов и аспирантов Германия готова, но только если они потом будут на нее работать.