01.08.2023 09:27
Поделиться

Чем вызван рост деловой активности в регионах

Объемы производства в значимых отраслях индустрии и АПК растут, несмотря на ограничение экспорта и нехватку кадров, отмечается в свежем докладе Банка России "Региональная экономика". Анализ был проведен по итогам неполного первого полугодия. "РГ" выделила основные успехи и проблемы, актуальные для областей Центрального округа.
Эксперты отмечают стабилизацию рынка металлургической продукции.
Эксперты отмечают стабилизацию рынка металлургической продукции. / Николай Черкасов

Пустили в прокат

Одним из ключевых трендов в промышленности стала стабилизация на рынке металлургической продукции. "В мае снижение производства стальных труб в Центральной России замедлилось (с поправкой на сезонность). В начале июня отдельные предприятия сообщили об активизации продаж на внутреннем рынке: вырос спрос со стороны топливно-энергетического комплекса и организаций строительного сектора. Производители стальных труб переориентировали поставки с Европы на дружественные страны. При этом ослабление рубля позволяет им компенсировать потери от реализации продукции на новых рынках по более низким ценам и делает экспорт выгодным", - сообщается в докладе ЦБ.

Чтобы расширить сбыт, предприятия регистрируют российские аналоги импортной продукции и осваивают изделия тех диаметров, которыми ранее не занимались. К примеру, крупный завод в Подмосковье прошел аттестацию по ключевым нефтегазовым проектам и получил три патента на производство новых видов стальных труб. Тамбовская компания готовит к запуску линию по изготовлению труб различного сечения. В ближайшие месяцы бизнес ожидает роста производства.

Серьезный импульс промышленникам дало расширение госзаказа. Как уже сообщала "РГ", это коснулось, в частности, воронежских предприятий микроэлектроники. В Ивановской области вырос индекс производства текстильных изделий - на 6,8 процента к уровню прошлого года (по статистике за шесть месяцев). Объем отгрузки вырос на 9,2 процента, до 58,9 миллиарда рублей. Особенно увеличился выпуск одеял и дорожных пледов (на 30 процентов), производственных и профессиональных перчаток, трикотажного полотна.

По всей стране наблюдается оживление потребительской активности. За шоком и замиранием спроса в 2022-м последовала адаптация, в том числе к новым маркам непродовольственных товаров. "Свободные торговые площади занимали как сетевые бренды, так и мультиформатные пространства и монобрендовые магазины, в том числе российских производителей. Снизилась доля вакантных площадей на рынке стрит-ритейла. Согласно опросу, сберегательные настроения населения ослабли... Возросла доля респондентов, которые в последние три месяца совершили крупные покупки", - говорится в материалах Центробанка.

Компании стали активнее брать рублевые займы на производство автомобилей и металлургической продукции

Где-то, как например на авторынке, росту розничных продаж мешает ограниченное предложение. По итогам 2022 года отечественное производство легковушек упало на 67 процентов из-за ухода иностранных концернов, имевших контрактные производства в том числе на территории ЦФО, и проблем с поставкой комплектующих для локальных марок. Продажи легковушек упали на 58 процентов, следует из анализа АСМ-холдинга. Сейчас объемы производства и реализации авто увеличиваются, растет рыночная доля российских и китайских брендов. Автозаводы в Центральной России и на Северо-Западе вышли из простоя, начав сборку машин под отечественными брендами на базе китайских моделей.

Одним из главных тормозов для восстановления автопрома в ЦБ назвали ситуацию с автокомпонентами. Их выпуск пытаются нарастить, к примеру, на калужских заводах. Местный производитель автоэлектроники работает в три смены, однако остро зависит от поставок из Азии.

Доход от мобильности

В целом по макрорегиону отмечен рост внутреннего туризма, который влияет на смежные отрасли: пассажирские перевозки, гостиничный бизнес и общепит. С началом летнего сезона Росавиация открыла дополнительный коридор для гражданских самолетов из центра России в южном направлении. Продолжает действовать программа субсидирования внутренних рейсов, напомнили в ЦБ. Вместе с тем аэропорты Воронежа, Белгорода, Курска, Липецка и ряда южных городов второй год не работают, что создает рекордную нагрузку на железные дороги. В период отпусков введены дополнительные поезда. Параллельно увеличилось количество межрегиональных маршрутов - в частности, по проекту "Соединяя Черноземье" рельсовые автобусы ходят из Воронежа в Липецк, Курск и Белгород. На статус мекк для отдыхающих эти места не тянут, но туристско-информационные центры готовы предложить какую-никакую экскурсионную программу.

Оборот заведений общепита в январе-мае в Центральной России рос быстрее, чем в среднем по стране. Аналитики ЦБ связали это с развитием туризма - в традиционных и новых локациях. Наиболее значительные успехи наблюдались в Московской агломерации, Владимирской и Тульской областях. Там же отмечен наибольший прирост количества ресторанов и кафе. В Центральной России на начало апреля их было на девять процентов больше, чем годом ранее, а в целом по РФ - на 5,7. Среди тенденций - развитие ресторанных франшиз.

"В макрорегионе активно развивается гастрономический туризм, чему способствуют хорошая транспортная доступность и региональные фестивали, такие как "Завтрак в Подмосковье", "Праздник Вяземского пряника" в Смоленской области, "Кухня Рязанского края" и "Фестиваль сырников" в Воронеже", - заключили в Банке России.

Впрочем, гастрономические события в регионах пока чаще развлекают местных жителей, чем притягивают гостей. Тот же фестиваль сырников не достиг того уровня, который мог бы заставить иногородних целенаправленно ехать в Воронеж. По сути, это была совместная акция нескольких ресторанов и кафе, в меню которых сырники уже имелись. И вряд ли кто из гурманов специально обходил заведения, чтобы сравнить вкус домашнего блюда от разных шефов. Наработок же в сфере местной кухни, специалитетов в центральной России не много. Чаще всего вкусными приманками становятся не ресторанные меню, а недорогие продукты, которые легко унести с собой. Пастила в Коломне и Белеве, черный зефир в Воронеже, пирожки-"углы" в Плесе, пряники всех мастей...

Часто под вывеской гастрофестивалей скрываются фестивали торговые, более понятные и привычные для малого бизнеса. Их эффект легко просчитать. Так, на "Сырных рядах" в Иванове в конце мая за два дня продали 1,1 тонны сыра из Ивановской, Владимирской, Костромской и Московской областей. Помимо основного продукта, можно было купить "молочку", мед, мясные деликатесы, сладости и даже саженцы. В июле фестиваль "Подозерская клубника" в Комсомольском районе той же Ивановской области, собравший три тысячи гостей, помог хозяйствам продать около четырех тонн ягоды, варенье, чаи и выпечку.

Популярным и удобным для реализации локальных товаров остается формат культурно-развлекательных фестивалей. Так, посмотреть на запуск расписных лодок-"фараонок" на "Русской Венеции" в Холуе этой весной приехало 15 тысяч человек - тогда как жителей в поселке всего 800. По данным организаторов, фермеры продали все, что привезли: 800 кило мясных изделий, сыра, меда и копченой рыбы, полторы тысячи пирогов, под тысячу блинов и пирожных и столько же изделий ремесленников.

Деньги в дело

О боевом настрое предпринимателей говорит банковская статистика. В отчете ЦБ приводятся данные на начало мая: рост корпоративного кредитного портфеля ускорился и в сегменте крупного бизнеса, и у МСП. Компании стали активнее брать рублевые займы (в том числе инвестиционные) на производство автомобилей и металлургической продукции, развитие транспорта и связи, обработку древесины. В июне, по опросам Банка России, оценка условий кредитования со стороны предприятий несколько ухудшились.

Фактором риска для инвестпроектов остается дефицит кадров: количество вакансий растет быстрее, чем число резюме. Это характерно для машиностроения, в частности, производства автомобилей и автокомпонентов в ЦФО. Конкуренция вынуждает поднимать зарплаты и расширять практику корпоративного обучения. Но порой не помогает и это. Нехватка персонала мешает обработать поступающие заказы.

Другим источником затруднений по-прежнему является логистика. Из-за смены основных внешнеторговых партнеров и корректировки маршрутов транспортировки грузов выросли сроки доставки товаров и ее стоимость.

На экономическую активность влияют меры господдержки, в частности, дополнительное финансирование инфраструктурных проектов.

"В Центральной России значимое увеличение плана по расходам во втором полугодии отмечено во Владимирской области - в связи с выделением федеральных субсидий на проектирование туристских центров. В целом с помощью механизма инфраструктурных бюджетных кредитов в 2023 году планируется профинансировать проекты на сумму до 315 миллиардов рублей, а использование беспроцентных казначейских кредитов позволит перераспределить с 2024-го на 2023-й расходы на сумму до 180 миллиардов", - подчеркнуто в отчете.

В этом году региональные органы власти активнее используют авансирование госзакупок с временным размещением средств на счетах в органах федерального казначейства. "При такой схеме взаимодействия с исполнителями контрактов определенная часть расходов попадает в экономику не сразу, как при оплате уже выполненного заказа, а сначала поступает на счета подрядчиков, после чего используется поэтапно. В этих условиях наблюдаемый прирост бюджетных расходов может иметь отложенное влияние на экономику. По оценкам, в январе-мае 2023 года около 17 процентов годового прироста расходов консолидированных бюджетов регионов было направлено на авансирование работы исполнителей госзаказа... доля данной схемы расчетов в расходах выросла с 4,7 до 6,4 процента", - пояснили в ЦБ.

Наполнение бюджетов в субъектах РФ идет даже быстрее, чем обычно, что может свидетельствовать о стабильном поступлении налогов. Доходы регионов в январе-мае выросли почти на семь процентов относительно аналогичного периода 2022 года. В основном за счет показателей Поволжья и Юга.

"Поступления собственных (налоговых и неналоговых) доходов региональных бюджетов за эти пять месяцев увеличились на 4,7 процента год к году. План по ним исполнен на 46 процентов (уровень 2018-2022 годов - 40). Значительный годовой рост по налогу на прибыль наблюдался в регионах Центральной России, например в Ивановской области. Высокую прибыль получили в первую очередь текстильные и швейные предприятия в условиях роста производства, связанного с выполнением госзаказа", - сообщается в документе.

В целом налог на прибыль принес региональным бюджетам на 6,5 процента больше средств, чем в январе-мае 2022 года. План по нему исполнен на 62 процента при среднем уровне предыдущей пятилетки в 47 процентов.

Как бы то ни было, текущие планы по бюджетным расходам превышают предварительные оценки, а рост этих расходов "положительно повлияет на совокупный спрос в экономике и будет способствовать росту потребительской активности населения", заверили в Банке России.