По данным министерства сельского хозяйства страны, рентабельность производства зерна в прошлом году снизилась почти в два раза. Россия является крупнейшим экспортером пшеницы в мире, однако дополнительные средства от роста цен на продовольствие, которые могли бы получить наши аграрии, до них не дойдут. Деньги с учетом текущей конъюнктуры будут в основном разделены между экспортерами, логистами, портами и получателями зерновой пошлины. Существенного дополнительного дохода сельхозтоваропроизводители, видимо, не получат.
Ситуация может измениться только в случае корректировки нижнего порога расчета зерновой пошлины: с нынешних 17 до 18,5-19,5 рубля за килограмм мягкой пшеницы с соответствующей корректировкой расчета по остальным культурам. Либо же пошлину надо отменить совсем. Очевидно, что в этом финансовом году второй вариант невозможен. Для этого нужно найти дополнительные источники средств в федеральный бюджет, которых сейчас нет. Но корректировка могла бы спасти положение.
Сейчас завершается уборка зернобобовых в Ставропольском крае и в целом на юге России. Битва за урожай в этом году действительно похожа на настоящее сражение. К 20 июля в России убрано только 14 процентов площадей под пшеницей. Год назад на ту же дату было 22 процента. Из-за задержки уборки снижается урожайность и качество зерновых. Это связано как с погодными условиями, так и с нарастающим технологическимм отставанием в зерновой отрасли: приобретение сельхозтехники за два года в Ставропольском крае сократилось в два раза. Статистика по стране примерно такая же.
По мнению наших аграриев, давно следовало бы в программе льготных инвестиционных кредитов выделить особую статью - "Приобретение сельхозтехники". Льготные краткосрочные и инвестиционные кредиты - два основных и жизненно необходимых инструмента поддержки сельского хозяйства, которые есть в нашей стране.
Собственно говоря, только они до сих пор позволяли производить тот огромный объем продовольствия, которым мы гордимся. Остальные инвестиционные пожелания в условиях складывающегося дефицита средств и нехватки специалистов на селе можно не рассматривать в приоритетном порядке. Решение нужно принимать незамедлительно. В противном случае проблемы с наличием современной техники у аграриев к следующей уборке могут усугубиться.
Кроме того, растущая миграция из села в город станет основным тормозом развития сельского хозяйства в ближайшие годы. У аграриев нет средств, чтобы повышать заработную плату, как это могут делать на промышленных предприятиях при нехватке специалистов. Согласно информации Центрального банка РФ, дальнейшие возможности роста производства в нашей экономике все больше ограничиваются состоянием рынка труда.
А когда спрос начинает устойчиво превышать предложение, это неизбежно выливается в рост цен. Подорожание происходит при дефиците. Есть ли возможность поднять зарплаты нашим производителям зерна? Очевидно, что аграрии платят жалованье из своих доходов, которые ограничены квотами и пошлинами, и при нынешних внутренних ценах на зерно в России они не могут предложить зарплаты выше, чем на промышленных предприятиях, в сферах строительства и транспорта.
Что будет дальше? Хозяйства, которые не имеют финансовых запасов, будут вынуждены увеличить зарплаты в надежде, что на ситуацию обратят внимание чиновники, которые отрегулируют цены так, чтобы остановить начинающуюся волну банкротств в аграрном секторе.
Запрет на банкротство действовал до первого августа прошлого года. Затем аграрии надеялись на хороший урожай и цены 2023-го, но в большинстве регионов надежды не оправдаются. И тогда появится новая опасность: обанкротившиеся предприятия не смогут вернуть долги партнерам и банкам, а значит, возникнет эффект "домино", когда они потянут за собой других.
Из последних инициатив экономического блока минсельхоза хотелось бы отметить попытку увеличить долю застрахованных посевов в стране до 20 процентов путем ограничения доступа к льготному кредитованию. Наши аграрии открыто называют это налогом на развитие страховых компаний. Он не прописан в Налоговом кодексе, не одобрен Госдумой и руководством страны. Вместо того чтобы создать качественный продукт, за которым аграрии станут в очередь, чиновники занимаются профанацией, имитируют решение поставленных задач, ставя под угрозу главную: производить больше качественного и доступного для населения продовольствия.
Причем бьют по больному - тем, кто не спешит страховаться на невыгодных для себя условиях, хотят ограничить доступ к самой эффективной мере господдержки. Хотелось бы надеяться, что чиновники, принимающие решение, обратят внимание на это. Ведь принятие таких решений неизбежно сократит кредитование в аграрном секторе России и нанесет ущерб не только сельскому хозяйству, но и банкам, как, впрочем, и производителям сельхозтехники, ГСМ и удобрений.
И наконец: повлияет ли все это на цены в российских магазинах? В текущем сельскохозяйственном году если влияние и будет, то незначительное, потому что в российском АПК достаточно талантливых и трудолюбивых людей, которые умеют и хотят работать на благо России.