Проект теплохода полностью разработали в области. Практически все оборудование на будущем прогулочном судне - отечественного производства. Судостроители отмечают, что оно сможет ходить не только по рекам и каналам, но также по озерам и заливам. Что интересно, свое название новое судно получило в честь пресноводного речного дельфина инии, который обитает в реке Амазонке.
- Мы решили расширить судовую линейку для регулярных городских и пригородных речных маршрутов. Это довольно мощный теплоход и может разгоняться до 40 километров в час. Сейчас мы работаем над тем, чтобы упростить эксплуатацию парка таких судов в регионах, - подчеркнул заместитель генерального директора судостроительной корпорации Сергей Ляшенко.
При этом "Иния" - модифицированный последователь уже спущенного на воду судна "Соталия", которое также заложили на верфи в Калининградской области. Последнее сегодня успешно осваивает речные просторы Нижегородской области. Причем перевозит трамвайчик не только туристов, но и жителей отдаленных поселков, в которые тяжело добраться по суше.
В правительстве региона подчеркнули, что речной туризм является хорошим стимулом для развития экономики и улучшения качества жизни в эксклаве. Об апгрейде речных судов задумались после резко возросшего туристического потока. Ведь только в этом году российский эксклав планируют посетить более двух миллионов гостей со всей страны. Инфраструктура с таким потоком справляется со скрипом. Развитие речного судоходства - отличный способ перенаправить туристические потоки.
На востоке региона есть что посмотреть - многие архитектурные достопримечательности Янтарного края расположены вдали от курортных городов и областного центра. Так, например, кирха Святого Якоба в поселке Знаменск или знаменитый орденский замок Тапиау в городе Гвардейске как раз стоят на берегах судоходных рек. Новые суда и речные туристические маршруты позволят грамотно вписать их в экскурсионную карту области. Бизнес это прекрасно понимает.
- Не могу сказать, что речные прогулки сегодня пользуются большой популярностью у наших гостей, по крайней мере - в восточных муниципалитетах. В основном такие кораблики заказывают местные жители на какое-либо торжество или праздник, - рассказал калининградский предприниматель и владелец прогулочного катера Егор Федосеев. - Здесь все взаимосвязано: чем активнее будут развивать туристическую инфраструктуру, тем проще станет ориентироваться бизнесу. Речной потенциал у области колоссальный. В целом мы понимаем, как его использовать, и готовы вкладываться в покупку новых комфортабельных катеров и теплоходов.
Такой комплексный подход повышает конкурентоспособность калининградских компаний на рынке. Руководитель регионального центра "Мой бизнес" Кирилл Лило убежден, что с точки зрения предпринимательства и развития туристического потенциала проект калининградских верфей значимый. Он показывает, что сегодня регион вполне может усиливать присутствие бизнеса в тех секторах, где раньше лидировала импортная продукция. Компания получает заказы, использует собственные материалы и оборудование, что делает ее самостоятельной и устойчивой в современных экономических условиях.
Одним из главных драйверов речного туризма станет, конечно, международная трасса Е70, представляющая собой трансъевропейский водный коридор. В самом западном регионе страны она проходит по акватории Калининградского и Куршского заливов, а также рекам Преголя и Дейма. Общая протяженность маршрута составляет около 280 километров. На сегодняшний день ее туристический потенциал практически не раскрыт, и над этим необходимо работать.
- Этот маршрут примечателен тем, что пролегает вдоль главных достопримечательностей региона. Ему не требуется сложная инфраструктура. Основной упор нужно делать на навигацию, маркетинг и продвижение. Есть пара узких мест, где судам непросто проходить. Будем решать эту проблему. Потенциал водных маршрутов велик, ведь они востребованы не только у туристов, но и у спортсменов, - подчеркнул министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак.
Сегодня туристы, по его мнению, уже могут использовать причалы у Музея Мирового океана или у Рыбной деревни в Калининграде, в областном яхт-клубе, в районе орденского замка Тапиау в Гвардейске и в Полесске. В плане логистики регион очень компактный, поэтому не обязательно делать большие речные вокзалы на маршрутах. Можно ограничиться дебаркадерами по примеру Санкт-Петербурга.
Запустить новое судно по маршруту недостаточно, сначала нужно подготовить инфраструктуру. Для этого в Славском округе на востоке Калининградской области начали расчищать и восстанавливать судоходную реку Промысловую. Подрядчик уже очистил при помощи плавучей платформы почти полторы тысячи метров водных путей. По примерным подсчетам, со дна поднимут более 123 кубометров донных отложений. Работы завершат до конца 2024 года. После этого можно будет смело запускать водный маршрут из поселка Причалы на берегу реки прямиком до Куршской косы.
В отличие от Калининградской области, в других российских регионах водный туризм лишь набирает популярность. Как отмечают эксперты, продажи круизов на сезон текущего года в среднем выше на 20 процентов по сравнению с показателями 2022-го. Более того, целый ряд российский туристических компаний отмечают превышение допандемийного уровня - в целом на 10 процентов к аналогичному периоду 2019 года. Бронировать речные теплоходы начали еще зимой, а самыми популярными направлениями для круизов остаются Соловецкие острова, Байкал, Выборг, Пермь, Тверь и Углич.