Поделиться

    Какую выгоду получат порты юга России после остановки черноморской сделки

    После завершения зерновой сделки Украина потеряла возможность зарабатывать на вывозе пшеницы через свои черноморские порты. Следовательно, возможность нарастить экспорт появилась у российских стивидоров. На фоне высокого урожая и спроса на качественное зерно черноморские гавани сегодня работают с полной загрузкой, и прогноз на этот год подтверждает готовность повторить экспортный рекорд сезона-2022 - 2023. Какие сложности могут возникнуть у транспортников из-за отказа от зерновой сделки?

    Россия ожидает отличный урожай и готова заместить украинское зерно, что позволит обеспечить продовольствием беднейшие страны мира. Об этом накануне саммита Россия - Африка в своей статье заявил президент Владимир Путин. Причем сделать это РФ готова на безвозмездной основе.

    Поставки уже идут, причем с дисконтом к европейским ценам, сообщила РИА "Новости" директор департамента аналитики Российского зернового союза (РЗС) Елена Тюрина. По ее словам, минсельхоз США в 2023 - 2024 году ожидает снижение экспортного потенциала Украины в части поставок пшеницы на 37,5 процента, до 10,5 миллиона тонн. После завершения зерновой сделки столько уже не сможет попасть на мировой рынок, а Россия, учитывая ее инфраструктурные возможности для экспорта, вполне способна возместить убыток.

    За год действия соглашения с Украины вывезли 32,8 миллиона тонн грузов, из них 70 процентов ушло в обеспеченные страны, а на долю беднейших стран пришлось менее трех процентов общих поставок - меньше миллиона тонн. Таким образом, сделка не оправдала своего гуманитарного назначения.

    Фото: Ирина Теплова/РГ

    По данным Росстата, сбор зерновых и зернобобовых культур в 2022 году в РФ составил рекордные 157,6 миллиона тонн, что на 29,9 процента больше, чем в 2021 году. В этом году ожидается поменьше, всего 123 миллиона тонн, но с учетом переходящих остатков прошлого сезона (свыше 16 миллионов тонн) российский экспорт вполне может приблизиться к прошлогоднему рекорду.

    Ростовская область и Краснодарский край ожидают в этом году получить примерно по 12 миллионов тонн зерновых, Волгоградская область - около пяти. Это на уровне или чуть ниже прошлогодних показателей. Однако с поправкой на дождливую погоду такой урожай можно считать отличным, уверены фермеры и местные власти.

    Не отстают, несмотря на боевые действия, и новые регионы: совокупно здесь ожидают урожай зерна порядка трех миллионов тонн. В Херсонской области, например, убрали уже половину площадей зерновых. По словам председателя правительства Андрея Алексеенко, урожайность удалось повысить, в том числе, благодаря господдержке: с первых месяцев весенних полевых работ фермерам начали выплачивать субсидии. Благодаря дополнительным денежным средствам аграрии приобрели ГСМ, удобрения, средства для защиты растений. ДНР и Запорожская область уже сейчас вносят свой вклад в российский экспорт. В частности, с мая для вывоза уже задействован порт Бердянска, еще с советских времен специализировавшийся на перевалке зерновых. С учетом выпадающих поставок украинского зерна он вполне может быть задействован для работы на экспорт. Совокупный грузооборот портов Мариуполя и Бердянска в 2023 году может составить около миллиона тонн.

    По словам руководителя российского подразделения Agrozan Commodities DMCC Сабины Содиковой, завершение зерновой сделки пока не сказывается на работе российских портов.

    - Они и сегодня работают с полной загрузкой, - говорит Сабина Содикова. - Однако из-за повышенных требований безопасности проверка судов происходит дольше обычного раза в два. Также отменена ночная проводка судов через Керченский пролив.

    Российские страховые компании, по ее словам, продолжают страховать суда. Экспортеры вполне готовы заместить выпадающее с рынка украинское зерно. Экспортный потенциал украинского зерна в 2023 году оценивался в 30 миллионов тонн, тогда как российский экспорт в нынешнем году может составить 55 - 60 миллионов тонн.

    - Важно, что в этом году появился механизм перераспределения квот на экспорт зерна, - говорит Сабина Содикова. - Теперь, если экспортер по каким-то причинам не успевает выбрать квоту, он может перераспределить ее в адрес другого экспортера.

    Если зерновой коридор не заработает (шансов на это практически не осталось в нынешних условиях), то Россия станет законодателем цен на свою пшеницу, уверена Содикова. РФ готова заместить поставляемое Украиной зерно на мировой рынок как на безвозмездной, так и на коммерческой основе.

    Остановка зерновой сделки стала катализатором увеличения грузооборота портов на Каспии. Ввиду действий Киева и предполагаемой опасности судоходства в Черноморском бассейне это вполне логично, считает профессор департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Бакланов. По его словам, с учетом риска судоходства в северном Причерноморье увеличится экспорт зерна по международному транспортному коридору (МТК) "Север-Юг", так как он проходит далеко от так называемой санкционной зоны и влияния западных стран. Сюда при необходимости можно переключить 30 - 35 процентов зернового потока уже в ближайшее время. С помощью каспийского транспортного узла товары пойдут как в Иран, один из самых больших импортеров российского зерна, так и в арабские страны и в Индию.

    Однако пока порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) остаются практически безальтернативными для экспорта пшеницы из-за отсутствия специализированных мощностей в других морских бассейнах, отмечает руководитель отдела аналитики отраслевого издания "Портньюс" Виталий Чернов.

    - На АЧБ приходится практически 90 процентов всего экспорта агропродукции через порты России, - говорит Чернов. - Поставки зерна через АЧБ, по данным за первый квартал, выросли в 2,3 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, до 14,6 миллиона тонн.

    При этом свыше половины экспортных отгрузок агропродукции в целом и почти 70 процентов всей пшеницы происходит всего в трех портах: в Новороссийске, в порту Кавказ и Ростове-на-Дону.

    По данным Российского зернового союза, в 2021 - 2022 сельхозгоду Новороссийск отгрузил на экспорт 12,4 миллиона тонн пшеницы. За тот же период показатель порта Кавказ составил 7,6 миллиона тонн, а из Ростова-на-Дону было вывезено 1,8 миллиона тонн. Основными странами назначения при этом стали Турция и Египет, а также (заметно в меньшем объеме) Алжир, Пакистан, Италия и Греция.

    Приостановление зерновой сделки повышает военный риск для судоходства. Соответственно, вырастет стоимость страховки и издержки на логистику. Сейчас судоходство в Азовском море контролирует Россия, есть досмотр судов на подходе к Крымскому мосту, который, конечно, создает определенные неудобства. Но в нынешней ситуации вряд ли можно ожидать ослабления контроля.

    Сможет ли российское зерно полностью заместить украинское на мировом рынке - это вопрос конъюнктуры. Сейчас цена растет, соответственно, спрос может упасть. Также большую роль играют сезонные факторы и политические договоренности, считает Чернов. По его мнению, с точки зрения портовой инфраструктуры в России альтернативы портам АЧБ нет. Так что зерно как шло через них, так и будет идти.

    Поделиться