02.08.2023 07:00
Поделиться

В Кыргызстане будут строить больше новых дорог

Впервые за долгие годы в Кыргызстане озаботились реальным состоянием транспортной инфраструктуры. В профильные организации передаются крупные партии современной техники, а руководство республики использует международные площадки, чтобы привлечь инвесторов в строительство новых дорог.
Глава Кыргызстана осматривает технику, которая передается минтрансу.
Глава Кыргызстана осматривает технику, которая передается минтрансу. / president.kg

Свыше 260 единиц различной спецтехники - самосвалов, автогрейдеров, устройств для перевоза битума, бульдозеров, катков, тягачей, автобетоносмесителей, экскаваторов - получили подразделения министерства транспорта и коммуникаций республики. Машины передали в ходе торжественной церемонии с участием главы государства Садыра Жапарова и других высокопоставленных чиновников. Присутствие первых лиц страны было неслучайным. Столь крупную партию специальной техники минтранспорта получает впервые в истории КР. Более того - машины закупили на бюджетные средства, тогда как раньше спецавтопарк пополнялся главным образом благодаря кредитам или безвозмездной помощи от международных организаций.

- Дороги - неотъемлемая составляющая развитого государства, - заявил Садыр Жапаров. -Транспортная сеть имеет огромное значение для экономического и социального развития. Сегодня едва ли возможно войти в категорию развитых стран без надежной современной транспортной инфраструктуры. Дорожная сеть обеспечивает тесную связь государств, городов и сел и напрямую способствует улучшениям в повседневной жизни населения. И, конечно же, хорошая транспортная инфраструктура развивает регионы, увеличивает турпоток, привлекает инвестиции, создает новые рабочие места. То есть повышает уровень жизни местного населения и увеличивает объем экономики страны в целом.

Как отмечают в правительстве КР, деньги на закупку специальной техники в бюджете начали аккумулировать с прошлого года. Удалось собрать около пяти миллиардов сомов. В текущем году кабинет министров выделяет примерно такую же сумму. Значительные средства также направляются в реализацию смежных отраслевых проектов. Как утверждают в минтранспорта и коммуникаций, в течение первой половины 2023 года только на развитие, ремонт и реабилитацию действующих дорог бюджет выделил свыше трех миллиардов сомов.

В целом же до 2026 года предполагается закупить еще около 450 машин и направить их во все регионы страны. Основной упор будет сделан на территории, по которым проходят международные транспортные коридоры, а также участки, связывающие развитые районы с отдаленными селами.

Улучшение состояния дорог, между тем, имеет не только экономическую, но и социальную составляющую. Как ожидается, развитие транспортной сети снизит аварийность, которая в последние годы превратилась в одну из самых острых проблем в стране.

Чтобы увеличить скорость ремонта существующих дорог и прокладки новых,руководство республики включило в партию техники, переданной минтрансу, несколько камнедробильных установок, мобильных асфальтобетонных и бетонных комплексов.

Впрочем, несмотря на очевидный прогресс, собственных сил для реализации транзитного потенциала страны у Кыргызстана пока не хватает. Республика нуждается в привлечении значительного объема инвестиций. За ними Садыр Жапаров отправился на Ближний Восток, где несколько дней назад проходил первый саммит на высшем уровне "Центральная Азия - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива". Глава республики пригласил иностранных коллег присоединиться к реализации крупных инфраструктурных проектов на территории КР и ввести между странами безвизовый режим.

Садыр Жапаров напомнил, что через Тянь-Шань издревле проходил Великий Шелковый путь, который был важным звеном мировой торговли. Президент республики предложил арабским коллегам возродить этот маршрут, инвестировав в транспортную инфраструктуру Кыргызстана. Речь, прежде всего, идет о железной дороге из Китая, транзитный участок которой пройдет по территории горной республики. На создание этого коридора потребуется несколько миллиардов долларов. Но кыргызская сторона рассчитывает одновременно с ним создать и внутреннее железнодорожное кольцо, которое упростит транспортное сообщение между регионами КР.

Тем временем

Кыргызстан завершил модернизацию автомобильного пункта пропуска (АПП) "Торугарт" на границе с Китаем. Как сообщают в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), эксперты ЕЭК и уполномоченные представители государств ЕАЭС побывали на месте, чтобы лично проверить результаты работы и качество материально-технического оснащения элементов таможенной инфраструктуры АПП.

- В настоящее время полностью завершена модернизация 10 из 14 функционирующих пунктов пропуска Кыргызстана на внешней границе ЕАЭС, - заявил по итогам инспекции директор департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК Данияр Иманалиев. - В этом году мы планируем провести мониторинг четырех оставшихся пунктов пропуска и подвести итоги выполнения Кыргызской Республикой своих обязательств по модернизации АПП в рамках присоединения к Евразийскому союзу.

Автомобильный пункт пропуска "Торугарт" расположен на высоте 3700 метров. Он считается одним из важнейших пунктов пропуска Кыргызстана на таможенной границе ЕАЭС. Через "Торугарт" проходит значительный объем товаров, поставляемых из Китая.