"По лицу встречают…" Что будет представлять собой единый биометрический цифровой проездной

Для удобства пассажиров в 2030 году запланировано внедрение единого биометрического цифрового проездного на все виды общественного транспорта, следует из проекта цифровой трансформации транспортной отрасли. Проект распоряжения правительства об этом опубликован на сайте Минтранса. О том, как будет работать эта система, насколько это подходит для России и получится ли развить соответствующую инфраструктуру, разбиралась "Российская газета".
Кирилл Каллиников/РИА Новости

"Технически задача представляется вполне решаемой. Необходима экономическая оценка", - считает доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин РЭУ имени Г.В. Плеханова Антон Антопольский.

По его мнению, идея единого цифрового проездного, и не обязательно биометрического, заслуживает полной поддержки, так как значительно повысит удобство пользования общественным транспортом. "Однако представляется более оправданным постепенное объединение систем - например, начиная с граничащих друг с другом регионов", - сказал эксперт.

Он напомнил, что, хотя биометрическая система оплаты в настоящее время применяется в Московском метрополитене, большинство пассажиров все же предпочитают использовать более традиционные методы оплаты.

"Внедрение биометрических форм оплаты проезда в настоящее время значительной частью пассажиров воспринимается негативно, и представляется крайне маловероятным, что эта ситуация изменится в обозримой перспективе", - отметил Антопольский.

Эксперт указал, что преимущество биометрических технологий в том, что не требуется носить с собой проездной документ и документ, удостоверяющий личность. Это теоретически (при условии корректной работы системы) может ускорить время посадки на транспорт.

Проблема, по мнению Антопольского, в том, что представленный проект не дает четкого ответа, на каких видах транспорта, в каких регионах и в какой последовательности предполагается внедрение системы единого биометрического цифрового проездного. "Вместе с тем эффективность данной системы зависит от этого в очень большой степени", - констатирует он. Он объяснил, что внедрение системы на наземном городском транспорте потребует как минимум замены имеющихся валидаторов на биометрические, что представляется весьма затратным, и одновременно сомнительным с точки зрения эффективности. "К тому же, увеличение числа организаций и устройств, использующих биометрическую систему оплаты, одновременно существенно увеличит риски утечки персональных данных пассажиров", - считает Антопольский.

Аналогичного мнения придерживается и доцент кафедры "Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы" РУТ (МИИТ) Дмитрий Роменский.

Он отметил в разговоре с "РГ", что для внедрения единого цифрового проездного на городском пассажирском транспорте необходимо разворачивание инфраструктуры безошибочного распознавания лиц во всех автобусах, трамваях, троллейбусах, и так далее. А это уже достаточно серьезная задача.

Эксперт также акцентировал внимание на том, что во многих регионах продолжают работать системы с кондукторами, что означает, что и они должны быть экипированы соответствующими устройствами распознавания. "Пока это все кажется весьма инновационной, сложной и комплексной проблемой", - констатировал Роменский.

Конечно, при условии, что технические решения будут отработаны и станут серийными, стоимость их реализации будет ниже, добавил он. "Но сейчас, когда во всех городах России есть свои карточки и свои билетные решения, действуют свои тарифы и свои проездные, это нелегко и весьма затратно. Каждый город "подкручивает" свои транспортные системы под свои финансовые возможности. Для того, чтобы унифицировать абонементы и билетное меню с другими городами, потребуется значительная федеральная помощь", - резюмировал он.