О предстоящем санкционном ударе, как водится у администрации Байдена, Кыргызстан сначала известили ведущие американские СМИ. Газета Washington Post недвусмысленно указала причину грозящих республике мер: "чтобы заставить страну прекратить эту торговлю с РФ". Других способов убедить официальный Бишкек, как выяснилось, у США уже не осталось. Этому шагу, по утверждению того же издания, предшествовали "месяцы бесплодных визитов" американских и европейских дипломатов в Бишкек.
Гора, впрочем, родила мышь. Обнаружилось это довольно скоро. Оказалось, что санкции затронут несколько частных и небольших компаний, которые уличили в поставках товаров двойного назначения в Россию. Формальным же поводом для введения мер в отношении бизнес-структур стало изъятие беспилотников, следовавших в РФ, казахстанскими таможенниками, которые решили строго соблюдать ограничения, введенные за океаном против России.
Госструктуры открестились от операций с товарами двойного назначения. "Учитывая что дроны имеют широкое применение в сельском хозяйстве, компания-поставщик могла не знать, что данный товар подпадает под экспортный контроль", - заявили в минэкономики и коммерции КР, подчеркнув, что о каких-либо иных подобных примерах ведомству не известно.
В спецслужбах, в свою очередь, прямо заявили, что "Кыргызстан и его государственные органы строго придерживаются международных норм и правил". В Госкомитете нацбезопасности КР допустили, что некоторые частные компании могли поставлять в Россию продукцию двойного назначения, закупленную в Европе, но без умысла, "не зная, кто будет конечным потребителем".
Риторический маневр оказался успешным, но, судя по всему, поспешным. В отношении госструктур вводить санкции никто не стал. Ограничения не коснулись и компании, о которой заявили в минэкономики КР. В американский "черный список" попали другие компании, и их оказалось всего четыре. Все так или иначе занимались торговлей электронным или оптическим оборудованием. Но как конкретно те же санкции отразятся на их деятельности, пока точно не известно.
Предполагается, что введенные американцами меры ограничат их возможности в привлечении финансовых средств и проведении валютных операций. Прежде всего в местных банках, поддерживающих тесные связи с западными финорганизациями. Что, по мнению местных экспертов, вряд ли можно считать эффективным воздействием на нарушителей и, видимо, означает скорее сигнал, чем действенные меры.
Кыргызские власти отреагировали на это сдержанным заявлением. Глава правительства Акылбек Жапаров заверил, что республика примет меры, чтобы санкционные товары не пересекали границу, а спецслужбы сообщили о начале расследования в отношении частных компаний, причастных к реэкспорту подсанкционных товаров.
Сдержанность руководства Кыргызстана очевидна и понятна, в том числе и американским партнерам. Дипломатам США прекрасно известно, что Соединенные Штаты и тот же ЕС не имеют влияния на экономическую ситуацию в Кыргызстане. Доля в торговле с ними крайне мала, а инвестиции в основном направляются не в развитие реального производства, а в политические проекты.
Акылбек Жапаров, глава правительства КР
Я не вижу причин, почему мы должны опасаться санкций. Кыргызстан ранее посещали делегации Евросоюза и США, и власти нашей республики принимают все превентивные меры, чтобы запрещенные товары не пересекали нашу границу. Такие же действия будут предприниматься и в дальнейшем. К сожалению, ситуация в мире меняется очень быстро. И тем более в случаях, когда это происходит, исходя из желаний больших стран. Но наша республика активно работает над тем, чтобы устранить подобные риски. Делаем мы это посредством обеспечения прозрачности торговли и считаем это верным направлением. Именно для этого я и прошу предпринимателей пользоваться электронными счетами-фактурами. Этот формат документов позволит лучше контролировать передвижение тех или иных товаров и выяснять, не оказалось ли в их числе невзначай чего-нибудь другого.