Воскресенский собор в Арзамасе заложен в 1814 году. Правительством городу была заплачена компенсация "за продовольствие проходивших через Арзамас в 1812 и 1814 годах воинских чинов людей", и всесословное собрание горожан решило употребить эти средства на строительство храма-памятника в честь победы над французами. Но "кормовых" денег было явно недостаточно, поэтому был объявлен сбор средств, и практически каждый арзамасец внес свою лепту. Так что собор воздвигли "всем миром".
Работы по восстановлению храма проходили в рамках развития паломническо-туристического кластера "Арзамас - Дивеево - Саров". За две без малого сотни лет такого масштаба обновлений в здании не было. Здесь появились современные системы отопления, водоснабжения, пожаротушения. Преобразилось внутреннее убранство. По словам заместителя директора по научной работе ярославской художественной мастерской "Реставратор" Татьяны Васильевой, искусными мастерами здесь было восстановлено почти семь тысяч квадратных метров уникальной монументальной живописи, в их числе и безнадежно, казалось бы, утраченные фрагменты росписи и надписей.
- Чтобы привести в порядок кровлю, купола, фасады, все внутреннее убранство здания, было задействовано огромное количество профессионалов самого разного профиля: художники-реставраторы, кровельщики, каменщики, штукатуры, маляры, лепщики. На долю последних, в частности, выпали буквально филигранные усилия по выведению из аварийного состояния капителей, венчающих колонны. Часть их пришлось полностью менять, настолько ветхим оказалось состояние материалов. Пришлось изготовить и установить новые. Отдельные сложности были и с цокольным этажом храма - ведь за десятилетия там были хозяйственные, складские помещения, о ремонтах не помышляли, и состояние сводов оказалось аварийным: четыре подпорные колонны пошли серьезными конструктивными трещинами, а это чревато риском обрушения. Пришлось разработать и оперативно подвести под эти колонны бетонные конструкции, поддерживающие своды. Только после этого поработать с ветхой кладкой, приведя и подклеть храма в окончательный порядок, - рассказал руководитель реставрационных работ "Реставратор" Денис Полищук.
Теперь сюда, в недоступное ранее пространство цокольного этажа (подклеть) Воскресенского собора, переехала единственная в стране экспозиция, рассказывающая о деятельности всех русских патриархов, от первого патриарха Иова до теперешнего предстоятеля Русской православной церкви.
Раньше коллекция располагалась в уникальном здании магистрата - памятнике архитектуры второй половины XVIII века, объекте культурного наследия федерального значения. Но, по всеобщему мнению, переезд в главный храм Арзамаса - это поистине новая страница.
- Наш музей уникален своей подлинностью! Здесь фактически 80 процентов экспонатов являются подлинниками. В работе над пополнением коллекции музея митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился к коллегам с просьбой передать личные вещи предстоятелей, если они имеются в епархиях. И откликнулись все! Кроме того, выполнены реконструкции облачений первого Патриарха Московского и всея Руси Иова, патриарха Никона. Воссоздавая их, создатели музея работали в Оружейной палате Московского кремля и смогли снять размеры с подлинных образцов, - поделился настоятель нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря Нижнего Новгорода, директор музея русского патриаршества архимандрит Тихон (Затекин).
В музее есть несколько витрин, которые рассказывают об истории становления патриаршества на Руси. Например, картина, на которой изображен царь Федор Иоаннович, вручающий посох предстоятеля патриарху Иову. Есть отдельный стенд, посвященный нижегородским корням нынешнего патриарха Кирилла и судьбам его деда - иерея Василия Гундяева и отца - протоиерея Михаила Гундяева, который пострадал за веру в эпоху богоборчества.
Представлены и свидетельства гонений на Русскую православную церковь в советский период. Посетители могут увидеть подлинные документы Союза воинствующих безбожников, значки, которые они носили, антирелигиозную литературу.
Справка "РГ"
В годы становления советской власти храм собирались взорвать, но из-за сильнейших возмущений жителей ограничились просто закрытием в 1932 году, а позднее в нем устроили антирелигиозный музей. Из закрывшихся храмов города туда были принесены многие святыни, что не дало им бесследно исчезнуть. В мае 1944 года по ходатайству святейшего патриарха Сергия, уроженца Арзамаса, храм был возвращен Церкви. С 1947 года в нем возобновились богослужения.