В Иркутске лайнер столкнулся со стаей птиц: Как аэропорты России защищены от таких ЧП

Стая птиц над иркутским аэропортом заставила сегодня утром прервать взлет и вернуться на полосу лайнер Airbus А320. К счастью, посадка прошла благополучно, никто не пострадал, да и само воздушное судно осталось цело. Но пассажиры все же натерпелись страха.
Аэропорты могут снизить притяжение птиц, если исключат несколько факторов: свалки, водоемы и места, которые птицы рассматривают как убежище.
Аэропорты могут снизить притяжение птиц, если исключат несколько факторов: свалки, водоемы и места, которые птицы рассматривают как убежище. / GettyImages

Самолет авиакомпании S7 Airlines, который должен был направиться в Якутск, около девяти утра вылетел из аэропорта Иркутск. На борту находились шесть членов экипажа и 140 пассажиров, в том числе 16 детей. Но при наборе высоты самолет столкнулся с птицами, после чего экипаж решил прервать взлет и вернуться на стоянку.

Рейс задержали на несколько часов. Как пояснили в авиакомпании, технические специалисты осмотрели самолет и не обнаружили повреждений. Воздушное судно было допущено к полету и вылетело в Якутск в 14:03 по местному времени. По данному факту Иркутский следственный отдел на транспорте Восточного межрегионального СУТ СК России начал доследственную проверку на предмет соблюдения безопасности, в частности, орнитологической.

Недалеко от аэропорта находится Ангара - место обитания большого количества птиц

Корреспондент "РГ" поинтересовался, каким образом в аэропорту Иркутск организована защита от птиц. Пресс-служба аэропорта попросила прислать официальный запрос, подчеркнув при этом, что рассмотрение документа может занять несколько дней. Пока ответ на запрос мы не получили.

Между тем, по данным портала hh.ru, в 2022 году международный аэропорт Иркутск искал сотрудника на место инженера по орнитологическому обеспечению безопасности полетов. Вакансия была отправлена в архив в сентябре прошлого года.

Как пояснил орнитолог, доктор биологических наук Игорь Фефелов, проблема столкновений самолетов с птицами актуальна для многих аэропортов страны и мира. Ее усугубляют растущие вокруг воздушных гаваней города, свалки, близость сельскохозяйственных полей, где живут и кормятся стаи пернатых.

- Аэропорт Иркутск с точки зрения орнитологической обстановки - один из самых непростых, - подчеркнул Игорь Фефелов. - И дело не только в свалках - они есть в окрестностях любого крупного города. В относительной близости от аэропорта находятся река Ангара и Иркутское водохранилище, которые являются местом обитания большого количества пернатых. А главное, через Иркутск вдоль Ангары проходят миграционные пути перелетных стай. Методов борьбы с птицами вокруг аэродромов немало, однако наиболее эффективные одновременно и самые дорогие. Когда-то на аэродроме Иркутского авиазавода держали хищных птиц, с которыми работали специальные сотрудники - ухаживали за ними, обучали и выпускали на облет территории. И это было крайне эффективно. Ведь птицы - существа умные, быстро разбираются, что им действительно угрожает, а что лишь пугает. И если реальной опасности нет, перестают бояться. Но содержание пернатого хищника - сложное и дорогое дело.

А как в других регионах?

Нижний Новгород

Орнитологи аэропорта Стригино в Нижнем Новгороде знают, что в этот период над аэропортом появляются стаи чаек. Против них хорошо помогает старый проверенный способ - воздушные змеи в виде сапсана. Таких "хищников" называют динамическими птицеотпугивателями.

- А вообще, у нас более 100 единиц различного оборудования, - говорит исполнительный директор аэропорта Эдуард Кошенсков. - Это стационарные биоакустические установки, расположенные вдоль взлетно-посадочной полосы, и передвижные - на автомобилях аэродромной службы. Принцип их действия заключается в имитации сигналов тревоги, подаваемых различными видами птиц, и криков хищных птиц, издаваемых в процессе охоты. Используем также зеркальные шары и зеркальные механические отпугиватели. Такие системы дают солнечные блики плюс воздействуют на птиц ярким окрасом.

Серьезных происшествий в районе аэропорта не было. Четыре года назад активизировались стрижи, но аэропорт усилил меры по отпугиванию и птицы сменили направление полета.

Новосибирск

Две недели назад самолет Airbus A321, который выполнял рейс из Новокузнецка в Москву, совершил экстренную посадку в аэропорту Новосибирска из-за попадания птицы в фюзеляж. Она залетела в самолет при наборе высоты еще в Новокузнецке. Воздушный борт благополучно приземлился. В самолете находились 156 пассажиров, в том числе 13 детей. Никто не пострадал.

Между тем в самом новосибирском аэропорту Толмачево применяют целый комплекс защитных мероприятий от птиц. Как рассказала "РГ" пресс-секретарь аэропорта Олеся Верба, на территории летного поля и рядом с ним регулярно убирают мусор, вырубают деревья и кусты, срезают траву. Словом избавляются от всего, что может привлекать ворон, галок и голубей. На аэродроме работают стационарные биоакустические установки, которые отпугивают пернатых звуками тревоги, которые издают птицы. Для людей эти аппараты безопасны. При необходимости специалисты отпугивают птиц и специальными пиротехническими средствами.

Минеральные Воды

В аэропорту Минеральных Вод, который сейчас стал главным транспортным хабом всего Северного Кавказа, а также некоторых регионов ЮФО, строго контролируют ситуацию с птицами. В середине мая отдел авиационного надзора Ространснадзора по СКФО провел совещание, где обсуждалась орнитологическая обстановка. Недалеко от воздушной гавани находится полигон твердых бытовых отходов, который может влиять на число птиц в зонах взлета и посадки. При этом над самой свалкой воздушных путей нет, а находится она, как и положено, в 15 километрах от контрольной точки аэропорта.

Для отпугивания пернатых здесь используют целый комплекс устройств: ракетницы, механические трещотки, сигнальные, шумовые и световые отпугиватели. Конечно, все это работает не постоянно, главным образом, в период миграции птиц.

Ярославль

Как рассказал "РГ" Максим Федосов, гендиректор ярославского аэропорта Туношна, в торце взлетно-посадочной полосы расположен остров Туношенский, где гнездятся чайки. Птицы стаями перелетают на взлетную полосу аэропорта, поскольку она хорошо прогревается. Установили отпугивающие чучела, перед каждым рейсом проводится разгон птиц. Весной по согласованию с экологами собрали и уничтожили яйца чайки. Все это позволяет снизить популяцию этого вида птиц в районе аэропорта.

Комментарий

Александра Хлопотова, заместитель директора по научно-исследовательской работе Висимского заповедника:

- Когда выбирают площадку под аэропорт, определяют место, благоприятное по разным факторам: метеоусловия и воздушные потоки, удаленность от скоплений пернатых. Волшебной таблетки, которая защитила бы самолеты от птиц, пока нет. К тому же для птиц характерны регулярные миграции, поэтому от них никуда не деться. Аэропорты могут снизить притяжение птиц, если исключат несколько факторов: свалки, водоемы и места, которые птицы рассматривают как убежище, например, древесные насаждения посреди ровного покрытого травой пространства. Все-таки самым эффективным способом борьбы с птицами можно назвать применение биорепеллентов. Такие методы уже опробованы, например, в аэропортах Шереметьево, Домодедово, Внуково, Жуковском. Суть в том, что хищные птицы охотятся на тех, которыми питаются. К примеру, это ястреб-тетеревятник, балобан. Человек-сокольник выходит с такой птицей на охоту. Этот способ имеет единственный минус: это дорого. Не все аэропорты могут позволить себе такую защитную орнитологическую службу: птица-компаньон, да еще и несколько сотрудников к ней. Но на сегодняшний день это самый эффективный способ. Аудиосветовые пугалки достаточно быстро теряют эффективность. Птицы достаточно умные существа, быстро ко всему приспосабливаются.