Беда в том, что парк частный, и владельцам, судя по всему, нет никакого дела до того, что происходит на принадлежащей им территории. В ситуации разбиралась корреспондент "РГ".
На покосившейся, облупленной стеле виднеется надпись "Парк "Железнодорожник". Ограда вокруг территории зияет провалами - целые пролеты давно уже растащены кем-то предприимчивым на металлолом. Однако в самом лесном массиве на деревьях заботливо расклеены таблички: "Общественный контроль! Дорогие жители! Просим вас соблюдать чистоту и порядок, не распивать спиртные напитки, не мусорить! Парк для отдыха и спорта, берегите природу!"
Общественный контроль -это всего-навсего пара десятков волонтеров во главе с местным общественником Борисом Вервейном. Вот уже несколько лет исключительно благодаря их усилиям участок леса еще не погребен под пластиковым мусором, пустыми бутылками и прочими приметами "цивилизации". Добровольцы регулярно приходят с мешками и собирают хлам, чтобы другие горожане могли вдоволь погулять по дорожкам среди деревьев и надышаться целебным воздухом.
- В первый раз при уборке три КАМАЗа мусора вывезли, представляете! - вспоминает Борис Константинович.
- Ох, чего там только не было: и кровати ржавые, и сгнившие двери, - подхватывает депутат Ачинского Горсовета Дмитрий Куликов, который в свободное время тоже занимается волонтерской работой. - Зато через год мусора стало вдвое меньше, "всего" полторы машины загрузили!
Чистят территорию добровольцы усердно. Однако почти все они - пенсионеры, которым нелегко, в силу возраста, заниматься тяжелой физической работой. А ее здесь, судя по всему, непочатый край.
Как рассказывает Борис Вервейн, парк "Железнодорожник" был образован более 80 лет назад - в июле 1942 года. И принадлежал, как следует из названия, железной дороге.
- Рядом госпиталь был, раненые бойцы во время Великой Отечественной здесь гуляли и свежим воздухом дышали. После войны парк вообще стал любимым местом отдыха ачинцев: карусели, танцевальная площадка, сцена, места для занятия баскетболом и волейболом, футбольная площадка, колесо обозрения - чего ни пожелаешь, все есть! - говорит общественник. -Мы те времена хорошо помним, а вот у молодежи это место теперь ассоциируется с чем-то мрачным и опасным…
Дело в том, что еще в 2010 году компания РЖД на торгах продала парк в частные руки. Как говорят ачинцы, желающие купить огромный участок почти девственной природы в центре города нашлись быстро. Несколько крупных местных предпринимателей, объединившись, вложились в объект, рассчитывая вскоре начать здесь большое строительство - возвести жилые многоэтажки, торговые центры…
Однако, оказалось, что сделать этого по закону нельзя. Парк не что иное, как рекреационная зона. Иными словами, специально выделенная в городе территория, предназначенная для отдыха населения. Строительство здесь строго запрещено. Поэтому на огромный участок, требующий постоянного ухода, владельцы просто махнули рукой - прибыли ж с него не получить! Вывезли качели и карусели, демонтировали лавочки и фонари… И парк стал медленно погибать.
…Мы идем по узкой тропинке, по обеим сторонам которой - вымахавшие по пояс сорняки. О требованиях пожарной безопасности хозяева "Железнодорожника", похоже, не слышали - никакого покоса травы, санитарной обрезки здесь не делалось давным-давно. Поэтому много рухнувших деревьев, гниющих сучьев, бурелома… В жаркое лето поднеси спичку - весь массив вспыхнет в момент. Сходить с тропинки, кстати, не рекомендуется. То тут, то там - провалы канализационных люков, крышки которых кто-то растащил, как и ограду.
- Я, конечно, стараюсь контролировать ситуацию. Вот сколотил из досок ограждение, ленточку привязал, чтобы люди видели, что подходить опасно, - смущаясь, говорит Борис Вервейн. - Но один я, к сожалению, могу не много…
Больше всего общественника из Ачинска тревожит и расстраивает тот факт, что гибнет не просто парк - гибнут "зеленые легкие" индустриального города.
- У нас серьезные проблемы с экологией, случись что с этим лесным массивом - совсем плохо людям жить станет. А ведь привести все в порядок - не такой и серьезный труд для рачительного хозяина. Мы уж куда только не обращались за помощью. Везде ответ: "Спрашивайте у собственников, мы вмешиваться не имеем права", - сетует он.
Отчаявшись добиться справедливости, люди обратились в региональное отделение Народного Фронта. И там отреагировали немедленно, сразу же подключив к решению проблемы прокуратуру Красноярского края. Кроме того, был задан прямой вопрос мэру Ачинска Игорю Титенкову: что делают власти, чтобы принудить собственников столь важного для города объекта навести порядок на принадлежащей им территории.
По словам градоначальника, администрация действительно регулярно получает сообщения от людей о том, что владельцы "Железнодорожника" никак не исполняют свои обязанности. Их не раз привлекали за это к административной ответственности, но воз и ныне там. Сейчас, помимо прокуратуры как надзорного органа, ситуацией займется министерство лесного хозяйства Красноярского края. Есть вариант, что многострадальный парк будет отнесен к категории особо охраняемых территорий. Тогда бы возможность государственного контроля над частными владениями значительно расширилась.
К слову, уже 13 лет назад горожан волновал вопрос, что будет с отданным в частные руки лесным массивом. Судя по старым Интернет-публикациям, один из главных покупателей -местный бизнесмен Владимир Озереденко уговаривал людей не волноваться и даже объявил себя спасителем парка. По его словам, тогдашние городские власти получили прозвище "черных лесорубов" за тотальную рубку зеленых насаждений в городе. А он, приобретя парк, наоборот, уберег его от уничтожения и сохранит для горожан в целости и сохранности.
Дозвониться до предпринимателя и узнать его точку зрения на нынешнюю ситуацию с "Железнодорожником" корреспонденту "РГ" не удалось. Позже он согласился ответить на вопросы, заданные в письменной форме, но обещание свое так и не выполнил.
Оксана Ларионова, руководитель исполкома Народного фронта в Красноярском крае:
- Неприятная история: парк практически в центре города, рядом живут люди, нуждающиеся в свежем воздухе. А парк отдали в частные руки, и вот что из этого получилось… По словам жителей, вкладываться в зеленую территорию ее хозяева не собираются - заниматься благотворительностью в их намерения не входит. Поэтому "Железнодорожник" еще жив исключительно благодаря инициативе горожан, которым небезразлична эта ситуация. Но на одной инициативе, к сожалению, далеко не уедешь. Поэтому надо обязательно решать, как обязать собственников следить за парком, лучший вариант - передать в муниципальную собственность.
Бизнесменам, раз уж они купили часть территории, расположенной в черте города, следует выполнять свои обязанности и содержать свою собственность в достойном виде. Именно поэтому мы обратились в прокуратуру.