Как отметили в пресс-службе кабмина, это новшество должно подстегнуть развитие экономики территорий. Изменения дадут большую свободу предпринимателям моногородов, которые ранее могли реализовывать свои проекты исключительно в рамках строго ограниченного списка разрешенных видов деятельности. Разнообразие стартапов, в свою очередь, привлечет больше инвестиций, создаст много новых рабочих мест.
Эксперты отмечают важность этого шага, поскольку темпы роста ТОСЭР в моногородах оставляют желать лучшего. Напомним, их создание началось в 2013 году, они были анонсированы как инструмент поддержки моногородов, нуждающихся в диверсификации экономики. Там действуют сниженные налоговые ставки - в первые пять лет резидент платит налог на прибыль пять процентов (вместо 20 процентов) и освобожден от налога на имущество, а взносы в Фонд социального страхования составляют для него 7,6 процента (вместо 30 процентов).
Однако привлекают эти льготы не всех. Например, в Мурманской области первая и пока единственная "моногородская" ТОСЭР появилась в 2017 году в городе Кировске, который обязан своим существованием предприятию по добыче апатит-нефелиновой руды, используемой как сырье для производства минеральных удобрений. Как сообщается на официальном сайте органов местного самоуправления Кировска, ТОСЭР насчитывает лишь шесть резидентов, деятельность пяти из которых напрямую связана с горнопромышленной отраслью. Сумма их вложений составляет 117,5 миллиона рублей, в рамках их проектов создано 177 рабочих мест. Если учесть, что на начало 2023 года в Кировске живет более 24 тысяч человек, влияние ТОСЭР на экономику города вряд ли можно считать существенным. Кроме того, Кировск считается туристической столицей Заполярья - он расположен в Хибинских горах, очень популярных среди любителей горных лыж и приключенческого туризма. Ежегодно Хибины и Кировск посещают сотни тысяч туристов. Однако в перечне резидентов ТОСЭР числится лишь одна профильная компания с проектом открытия туристического комплекса.
Одна из причин этого в том, что многие представители турбизнеса предпочитают статус резидента Арктической зоны (АЗ), режим которой для них более удобен. Напомним, минимальный объем инвестиций для резидента ТОСЭР должен составлять 2,5 миллиона рублей в течение первого года реализации проекта, при этом уже в течение первого года резидент должен создать не менее 10 постоянных рабочих мест. При этом для резидента АЗ минимальный объем капитальных вложений - миллион рублей, а льгот еще больше. В итоге два резидента кировской ТОСЭР - предприятия перешли в резиденты АЗ.
- Есть и другие причины. Приключенческий туризм у нас до сих пор остается "вне закона", - рассказал корреспонденту "РГ" Константин Кушнир, который работает в этой сфере туризма с 1992 года. - Его работа до сих пор не регламентирована законодательно, а это означает, что любой заинтересованный чиновник в течение 24 часов способен любую турфирму по приключенческому туризму помножить на ноль.
Кроме того, поддержкой туризма на государственном уровне зачастую занимаются люди, очень далекие от турбизнеса. Например, когда мы с женой выигрывали какие-то гранты и получали субсидии, денег нам давали, грубо говоря, на одно колесо для машины. Когда мы получали субсидию на покупку квадроцикла, нам навязали бизнес-план, согласно которому квадроцикл должен работать 365 дней в году, зимой и летом, при любой погоде, без поломок и без обслуживания. Так что об участии в ТОСЭР мы даже не думали, у нас хватало других забот.
Эксперты отмечают, что работу над инструментарием преференциальных режимов в моногородах необходимо продолжать. Сегодня одним из главных его недостатков стало то, что предлагаемые бизнесу преференции действуют только первые несколько лет. Практика показывает, что механизм работы ТОСЭР необходимо модернизировать. Во-первых, преференции для инвесторов и нормы с коротким перечнем запрещенных видов деятельности должны действовать на протяжении всего существования территорий. Во-вторых, срок действия проекта нужно увеличить минимум на 15-20 лет. В-третьих, учитывая сложные экономические условия моногородов, финансовый "порог входа" для их потенциальных резидентов необходимо снизить.
Еще одно условие связано с ветшающей инфраструктурой моногородов, которую необходимо модернизировать, поскольку диверсификация их экономики зависит от этого напрямую. Например, в моногороде Мончегорске 72 процента водопроводных сетей имеют стопроцентный износ, а схема электроснабжения города изначально была построена без учета перспективного развития и имеет низкую надежность, отмечает в своем исследовании кандидат экономических наук Елена Корчак. В Воркуте доля пустующего жилья составляет 40 процентов от общего количества муниципального жилфонда, при этом ежегодные расходы по оплате отопления и содержания пустующих домов составляют 580 миллионов рублей. Износ инженерной инфраструктуры Усинского водовода Воркуты составляет 95 процентов. Чтобы ТОСЭР действительно стали эффективными, эти проблемы должны быть решены - в первую очередь, за счет бюджетного финансирования и при участии градообразующих предприятий.
Елена Корчак, кандидат экономических наук:
- Оказание содействия модернизации моногородов не стало задачей вертикально интегрированных компаний, подразделения которых работают на территориях арктических моногородов. Анализ реализации государственной приоритетной программы "Комплексное развитие моногородов", в том числе опыта реализации особых правовых режимов ТОСЭР, также свидетельствует об их низкой эффективности. По данным Счетной палаты РФ, заложенные в этой программе мероприятия слабо обеспечены финансированием, инвестпроекты не синхронизированы со строительством инфраструктуры. Для вновь создаваемых производств не хватает специалистов и управленцев. Итогом стало то, что создаваемые проекты слабо отвечают банковским стандартам инвестирования, а подготовка технической и разрешительной документации ведется очень медленно.