В Екатеринбурге открыли производство десертов на кокосовом молоке для аллергиков

Предприниматель из Екатеринбурга Евгения Занина придумала, чем заменить йогурты на коровьем и козьем молоке - десертами и коктейлями на кокосовом.
Технологи измеряют температуру в ванне длительной пастеризации молока.
Технологи измеряют температуру в ванне длительной пастеризации молока. / Ольга Фаткуллина/РГ

В 2016 году ее сыну поставили диагноз - лактазная недостаточность. Мам-юрист ломала голову: чем накормить ребенка? Подходящий продукт нашла чуть ли не в единственном магазине города.

Производство функционального питания на натуральном кокосовом молоке прямого отжима Занина открыла на свои средства, вложив почти три миллиона рублей. Льготный заем от областного фонда поддержки предпринимательства по программе "Старт" в размере 700 тысяч рублей позволил ей расширить производство, приобрести сырье и оборудование, брендировать товарную линейку.

Общая площадь новой лаборатории - 91 квадратный метр. Пока достаточно, чтобы изготовить до 700 килограммов продукции в месяц. На первом этапе коллоидная мельница отжимает кокосовую стружку, затем начинается варка. Термостатный способ сквашивания и ферментации занимает еще несколько часов. Качество готовой продукции определяется по уровню рН, показатель кислотности не должен превышать 3,8. Тогда вкус оптимален, чувствуется легкая кислинка. Весь цикл изготовления занимает 10-12 часов.

- Растительная продукция для российского рынка по большому счету - премьера. Первые пробы варили дома, в кастрюле, постепенно в команду пришли технологи с дипломами, рецепт держим в секрете, - проводит Евгения экскурсию по предприятию. - Срок годности десертов составляет 14 суток.

Почти два процента новорожденных страдают лактазной недостаточностью

Чтобы определить итоговые вкусы, команда протестировала пилотные версии на множестве фокус-групп. А для лаборатории приборостроительный завод сконструировал ванну длительной пастеризации. Под действием насоса внутри сосуда сырье постоянно перемешивается до однородной бархатистой массы.

- Не пожалели: Китай далеко, а Березовский рядом, там всегда готовы помочь с консультацией по обслуживанию оборудования, - говорит бизнес-леди.

Кокосовую стружку закупают в Малайзии у производителей. На разных стадиях технологического процесса в ванну длительной пастеризации молока добавляются разные ингредиенты: итальянская закваска, адыгейский сироп топинамбура, который заменяет сахар . Пока коллектив из трех человек работает в одну смену три дня в неделю. Как и на крупных предприятиях, каждую партию до фасовки проверяет дегустационная комиссия. Помимо этого, специалисты Роспотребнадзора оценивают технологию на соответствие программе "Производственного контроля", берут смывы с оборудования и пробы готовой продукции для анализа качества.

Занина вышла на рынок в марте, прибыли пока нет, но задача познакомиться с потребителями уже решается: найти новинку можно в сетевых магазинах Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Березовского и Нижнего Тагила.

- Не все, к сожалению, могут пить коровье молоко, мы искали достойную альтернативу. В этой продукции нет синтетических ароматизаторов, сахара, даже закваска на немолочном сырье. У меня большой стаж работы на крупных молокозаводах, а сейчас могу себе позволить включить фантазию, играть со вкусами, прорабатывать рецептуру, - делится технолог Алла Рыбалко.

Нутрициологи и гастроэнтерологи прогнозируют успех новому бренду, чего не скажешь об ученых. Они считают: тем, кто не страдает от непереносимости лактозы, нет смысла совсем отказываться от коровьего молока.

- В кокосовом жира больше - 23 грамма на сто граммов продукта, белка - 2,3 . В коровьем - 3,5 и 3,2 соответственно, набор аминокислот более сбалансирован. Также в кокосовом молоке не много кальция, - констатировал директор научно-образовательного центра "Прикладные нанобиотехнологии" Уральского государственного аграрного университета Сергей Тихонов. - Основные белки коровьего молока, козеин и лактоглобулины, в пищеварительном тракте расщепляются до пептидов и аминокислот, которые сразу попадают в кровь и стимулируют иммунную систему.

По данным Свердловской областной детской клинической больницы, в год с жалобами на аллергию на молоко к ним обращается до 85 малышей. Это почти два процента от всех новорожденных. Общая практика по стране показывает: непереносимость тех или иных компонентов отмечается у 17,3 процента детей, в том числе у подростков. Как правило, врачи советуют им лечебное питание, без аллергена, уточнили в пресс-службе ОДКБ. А значит, потребитель у новой продукции все-таки найдется.

Тем временем

Завод лечебно-профилактического питания для новорожденных в Югре собираются открыть к концу 2023 года. Запуск отложили почти на год: сложно было закупить оборудование и запчасти в условиях санкций. На площадку возлагают большие надежды: сначала тут займутся выпуском иммунокола в виде сухой субстанции, потом перейдут на белковый компонент для детских смесей и протеин для спортсменов. На первом этапе планируют заместить десять процентов импорта, через пару-тройку лет - сто. Инновационное производство развернется в цехах бывшего молзавода в поселке Алябьевском. На его реанимацию из федерального бюджета выделили 300 миллионов рублей. Общий объем финансирования составит почти 1,5 миллиарда - проект реализуется в рамках окружного закона о господдержке инвестиций, защите и поощрении капиталовложений. Сам инвестор - из Свердловской области.