Его участниками стали около двух тысяч свердловчан. Советами, как правильно начать дело, преодолевать кризисы и в итоге вырастить эффективную компанию, поделились уже состоявшиеся предприниматели.
При опросе выяснилось, что только 53 процента участников форума всегда заключают договор, вступая в гражданско-правовые отношения, 23 процента - когда сомневаются в партнерах. Остальные подписывают такие бумаги редко либо вообще никогда, и это фатальная ошибка, уверены эксперты, ведь документ не просто фиксирует план действий, но и обеспечивает безопасность сторон.
- Однажды меня вызвали на аудит договора по строительству частного дома, - вспоминает юрист Алена Еремина. - Подрядчики написали в нем: возведем здание своими силами, средствами и материалами. Но заказчик уже купил материалы и даже доставил их на участок. Я предложила просто поменять этот пункт - для общей безопасности, но у ребят, видимо, не было опыта, они испугались ответственности, просто встали и ушли.
Договор необходим даже микропредприятиям: он помогает в 80 процентах сложных ситуаций. Причем в нем нужно прописать буквально все и не стесняться редактировать даже при сотрудничестве с федеральными гигантами. Еще один важный нюанс: к соглашению должно быть прикреплено подробное техзадание, а если подрядчиков на проекте много, лучше не пожалеть времени и для каждого сделать свой экземпляр.
- Не соглашайтесь на невыгодные для вас условия, а если вторая сторона не хочет ничего заключать, совет один - бегите. Также большая ошибка - отказываться от документального сопровождения сделки только потому, что нет денег на юриста: стандартную форму всегда можно найти на бесплатном сервисе "Договор.ру", - говорит Еремина.
Глава сантехнической компании Иван Зубарев начинал бизнес 15 лет назад, когда необходимой информации в свободном доступе практически не было, и, увы, совершил немало ошибок. Тем не менее сегодня его сервис крепко стоит на ногах.
- Подумайте, кто вам нужен: партнер или костыль? Мое мнение: партнерство в МСП возникает не для синергии, а для разделения ответственности в случае неудачи. Ведь известно, что из 100 компаний через три года выживает только десять. Союз оправдан, когда у одного, к примеру, есть выход на заказчиков, у второго - производство. В противном случае необходимую услугу можно просто купить, - считает Зубарев.
Но главный его совет - не брать в бизнес друзей и родственников. Он сам когда-то пригласил в соучредители хорошего приятеля, доли поделили пополам, но второй человек практически не работал. Через полтора года партнеры обсудили ситуацию и "разбежались" при помощи юриста, а позднее дело стало приносить прибыль. Хорошо, что разобрались заранее, ведь при дележе успеха, как правило, компания вообще заканчивает свое существование.
Самый деликатный момент - работа с родственниками. Да, сначала с ними удобнее и проще, но плюсы часто оборачиваются минусами.
- Я принял на работу маму - бухгалтером. Теперь вопрос: как можно уволить маму? А если она приходит на работу с пирожками и тортиком, нарушает деловую атмосферу и субординацию? Ведь она одна из всех подчиненных заходит к тебе без стука и обижается, если переходишь на официальный тон. Доходило дело и до публичной ругани, - откровенничает Иван.
Решающий разрыв произошел, когда бухгалтер отказалась выполнить распоряжение руководителя. На то, чтобы вернуться к ролям любимой мамы и сына, у Зубаревых ушло несколько лет.
Интересно, что главным двигателем любого дела бизнесмен считает не системный план, а горящие глаза. Главе компании он советует каждые 2-3 года ставить перед собой большие цели, тогда драйвом заряжается вся команда.
Психологическое равновесие для молодого предпринимателя важнее не меньше деловых навыков, уверена арт-терапевт, маркетолог и практический психолог Татьяна Шелехова. Чаще всего представителям МСП мешают стереотипы: "все должно быть идеально", "лучше меня никто не сделает" и "первые несколько лет отдыхать нельзя".
- Стоит развивать полезные навыки, например самоподдержку, даже если что-то не получилось. Или опору на себя: собрал информацию, принял решение - будь готов к последствиям. Не бойтесь будущего, двигайтесь даже сквозь страх и пробуйте снова и снова, - призывает она. - Не надо пытаться сделать все сразу на пятерку, разрешите себе порой и тройку.
Недавняя пандемия стала катализатором онлайн-продаж, сейчас они расширяются не только в крупных городах, но и в провинции, констатирует Наталия Коробейникова, директор регионального филиала службы доставки. О чем нужно помнить новоиспеченному продавцу?
Сегодня многие используют маркетплейсы как канал общения с потребителями. Он решает проблему содержания собственного склада, персонала, который должен сортировать, маркировать товары, отвозить их. Обратная сторона медали - риски: когда продукция возвращается на склад маркетплейса, поставщик лишен контроля за движением остатков. Также ему могут заблокировать всю партию товара и денежные средства при каких-то спорных ситуациях. Можно организовать логистику и самому, тогда контроль за комплектацией и упаковкой остается в зоне ответственности продавца.
- В городах-миллионниках представлена широкая сеть служб доставки, это избавляет от необходимости сдавать продукцию на склад маркетплейса или нанимать курьера, - делает вывод эксперт. - Но нужно внимательно читать партнерский договор: если перед вами "король демпинга", скорее всего, он доберет свое другими платными сервисами. Тарифы многих компаний строятся по принципу конструктора: базовый добавляют дополнительные услуги. Не стесняйтесь его чистить: понятно, что для одежды или обуви примерка в пунктах выдачи или при курьере - обычное явление, а зачем она при продаже косметики? И следите за скоростью доставки. Неплохо, если 95 заказов из каждой сотни доезжают в назначенный срок.
Начинающие предприниматели нередко обрабатывают заказы вручную, привлекая друзей и родственников. Это нормально, когда заказов немного, 20-30 в месяц, но при приближении к первой сотне это негативно скажется на сроках. Если содержание своего ИТ-отдела не по карману, можно использовать готовые решения, интеграционные модули доставщиков.
Обычно, накопив опыт, бизнесмены начинают посматривать в сторону зарубежных рынков. Правда, сегодня многие предпочитают отложить большой выход туда, ссылаясь на сложную ситуацию. Специалисты считают это неправильным - с одной оговоркой:
- Не надо сразу замахиваться на недружественные или отдаленные страны, попробуйте работать с соседями. Там есть подогретый спрос, перспективный рынок, знакомые с российскими товарами покупатели, - отмечает Наталья Коробейникова.
Ее компания уже открыла партнерские отделения в Армении, Казахстане и других государствах СНГ. К примеру, заказы российских продуктов питания по объему превзошли все ожидания. Да и отчетность в работе с ближним зарубежьем проще.
- Выбирая логистического партнера, нужно искать того, кто обеспечит простоту регистрации, широкую географию и каналы доставки. В тарифах не должно быть скрытых платежей, но должна быть настройка графика возврата наложенного платежа и разнообразие вариантов "первой мили". Обязательно пользуйтесь инструментами автоматизации, которые предлагает вторая сторона, техподдержкой, услугами претензионного отдела, - подытоживает эксперт.