В ТОП-3 по суммарному индексу (сумма Медиа индекса и Соцмедиа индекса) вошли опасения, связанные с диверсиями на территории России, кризисом 23-24 июня, пожарами и наводнениями в различных регионах страны.
По оценке экспертов КРОС, основным событием, сформировавшим эту тревожность, стала атака беспилотников на Москву 30 мая, в результате которой были повреждены несколько многоэтажек на юго-западе столицы и в Новой Москве.
Другие поводы - взрыв бомбы в петербургском кафе 2 апреля, в результате которого был убит военкор Владлен Татарский и более 30 человек получили ранения; попытка атаки БПЛА на Кремль 3 мая; покушение на писателя и политика Захара Прилепина 6 мая; атаки дронов на различные объекты в Крыму, Московской, Белгородской, Курской, Калужской, Воронежской, Брянской, Тульской областях; попытки диверсий на объектах транспортной инфраструктуры в регионах.
Значительную тревожность, отмечают авторы исследования, вызвало вооруженное выступление ЧВК "Вагнер" и Евгения Пригожина - так называемый "Марш справедливости". Пользователи в соцсетях выражали опасения, что ситуация может выйти из-под контроля властей и закончиться вооруженными столкновениями, вплоть до гражданской войны. Неожиданно быстрое мирное разрешение кризиса вызвало недоумение в ряде СМИ и блогосфере, поэтому продолжали появляться конспирологические версии этих событий, способствовавшие дальнейшему нагнетанию тревожности.
"Впервые с начала СВО мы видим, что люди острее воспринимают иную, а не связанную с ней тематику. Безусловное лидерство по приживаемости тревожности, связанной с кризисом 23-24 июня, - скорее, временное явление, так как вооруженное выступление, конечно, было шоковым событием, но его быстро "купировали", - говорит Андрей Лебедев, директор по аналитике КРОС.
В течение второго квартала, отмечается в исследовании, тревогу вызывали слухи и прогнозы о неизбежности новой волны мобилизации. Подобные опасения подкреплялись заявлениями о необходимости "домобилизации" (высказывания Рогозина, Затулина, Пригожина и других).
Широкий резонанс вызвало принятие Госдумой закона об электронных повестках и создании единого реестра военнообязанных. Также обеспокоенность вызвали другие законодательные новшества, в частности, предложение об изъятии у граждан, получивших повестку, загранпаспортов, введение правовых ограничений для граждан, не явившихся вовремя в военкомат.
Еще одной заметной проблемой, вызвавшей обеспокоенность в экспертной среде, СМИ и соцмедиа, стала растущая ядерная угроза, в том числе снижение порога применения ядерного оружия.
Вызывали тревожность также стихийные бедствия. Начало лета ознаменовалось крупными лесными пожарами в Курганской, Тюменской, Свердловской, Омской, Иркутской областях, Хабаровском крае и ряде других регионов.
Помимо этого, в СМИ и соцмедиа обсуждались случаи массовых отравлений некачественными пищевыми продуктами в пунктах общественного питания (массовое отравление шаурмой в кафе быстрого питания в Братске, отравления детей в трех кафе в Перми и отравление курсантов в Уральском юридическом институте МВД в Екатеринбурге).
Аналитики КРОС констатируют, что сегодняшние тревоги россиян по сравнению с прошлым годом претерпели некоторые изменения.
"Если мы посмотрим на тревоги в связи с СВО, то увидим их рационализацию, - говорит Петр Кирьян, директор по медиапроектам КРОС, один из авторов исследования. - Тревоги, связанные с рисками боевых действий и резкого обострения - применение ядерного оружия, - уступили место таким вопросам, как мобилизация и риски диверсий в российских регионах. Это говорит о том, что новостной фон из новых регионов и повестка, сформированная хрониками боевых столкновений, рационализированы гражданами".
Вопросы экономики и личного благосостояния в 2023 году ушли для граждан на второй план, отмечает эксперт, тогда как в 2022-м были и тревоги, связанные с потерей работы, и общая тревога из-за негативных прогнозов развития российской экономики.
"Тут тревога формируется не столько новостным фоном, сколько личными ощущениями людей, - объясняет Петр Кирьян. - Если они видят, что все не так негативно, как могло бы быть, то тревоги такого рода отходят на второй план".
К тревогам, имеющим постоянный характер, эксперты КРОС относят ограничения доступа к информации в Сети и риторику депутатов Госдумы, продолжающих дискутировать о необходимости "суверенного интернета".
В целом же тревожность остается на том же уровне, что и в прошлом году. Питают ее отчасти те же, а отчасти иные причины. Если будут происходить новые неприятные события, то тревожные настроения могут обостриться, что вполне естественно, так уж устроены люди.