В газетной суете выбирать людей некогда, поехали те, кто был свободен. И уже практически в облаках выяснили, что фотограф, Аркадий Иванович Колыбалов - ветеран, служил в ВДВ срочную в 1960-х: 9 прыжков, видел легендарного Василия Маргелова. Ветерану выдали парашют и в Ан-2 пристегнули фалом, чтобы сгоряча не сиганул за теми, кого фотографирует. Впрочем, никакой фал не удержит по-настоящему окрыленных. Оператор Ирина Подзолкова решила, что репортаж не будет полным, если вести его с земли или с самолета. И совершила первый в жизни прыжок с парашютом с 2800 метров. Кстати, такого задания от редакции у нее не было, все по зову души.
Ну а автор этих строк, заняв после приземления кресло правого пилота, пытался найти ответ на вопрос: зачем люди прыгают? Вроде вопреки природе: она нам крыльев не дала. Впрочем, чего философствовать - полетели! Кстати, в левом кресле Владимир Сотник, летчик-истребитель (2200 часов налета на МиГ-29, Су-25, Су-27 и др.), он летает в "НИИ Парашютостроения" в Киржаче, где испытывают новые типы парашютов.
Аэродром ДОСААФ Волосово принадлежит Московскому городскому клубу.
"Москвичка?" - уточняю у девочки, на прыжковом шлеме которой значится Мыша.
Оказалась, что Мыша из Свердловска, это город южнее Луганска. В луганском Свердловске есть аэродром и десантный патриотический клуб "Школа мужества". Но летать там не на чем, да и "небо закрыто". Поэтому приехали прыгать в Волосово. Мыша - это позывной, парашютистку зовут Юля. Прибыла в составе группы таких же увлеченных подростков, всего их 50 человек.
Почему она Мыша и зачем прыгает? Маленькая, да и родилась в год Мыши. Говорит: брала пример со старшей сестры, которая до войны, в 2012 году, прыгнула с парашютом в Донецке. Юля-Мыша тогда еще в детсад ходила. Но папа ей сказал: и ты должна! "А я с ним спорила: нет! Не хочу! - хохочет Юля. - А сейчас я уже не маленькая, 15 лет, сама захотела".
Страшно?
"Не то слово, конечно, страшно, ну просто очень, - признается Юля. - Но и эмоции просто непередаваемые, адреналин".
Интересуюсь: а мальчишки-одноклассники что говорят?
"Половина - вау, Юля, это круто! Другие - да ты сумасшедшая".
Связаны ли прыжки с выбором профессии? Пока не решила, о военной карьере подумывает. Но сначала надо школу окончить.
"Пока она еще Мыша, но ее позывной медленно перерастает в Зверь, - говорит отец девочки Вячеслав Домрачев, директор клуба "Школа мужества" (по мирной профессии он шахтер-подрывник). - Выросла из Мыши. Хотя в моем клубе у ребят мирные позывные: Небо, Стропа, Травка. Кто-то пытался назваться Люцифером - я отказал. Ни к чему это".
Основная мотивация его ребят - самоутверждение. Но есть и прагматичный аспект. Большинство выпускников клуба Домрачева ушли воевать в спецподразделения ДНР. Некоторые погибли.
Кстати, знаете, как отличить донецких и луганских ребят от остальных? Обычно у их сверстников на телефонах потешные видео из ТикТока. У этих - тоже видео, но другие. Они из их повседневной жизни: ехал на машине, а тут - прилет украинского снаряда... ДНР представлена Енакиевским авиаклубом, а до Енакиево от позиций ВСУ 30 км, даже "Град" долетает.
Луганские прыгают в Волосово с этого года. А вот парашютисты из ДНР здесь уже ветераны. Директор Енакиевского клуба Андрей Пашнев работает летчиком-инструктором Ан-2 в Волосово. Донецкие подростки прыгают в Волосово третий год.
"Детям это нужно больше, чем всем остальным, - убеждена директор Московского городского аэроклуба Сусанна Фириджанова. - Мы помогаем всем, чем можем. Луганские нашли себе спонсора, а для донецких главный спонсор - это мы".
Хотя если брать статистику, то по числу подростков-курсантов преобладают юнармейцы. "Ежегодно в Волосово мы готовим по 1020 юнармейцев, - продолжает Сусанна Грантовна. - Они выполняют по три прыжка. Еще у нас проходят подготовку суворовцы, учащиеся кадетских классов - выходит 5 тыс. прыжков за год. А всего - 10 тыс. прыжков. Готовим не только парашютистов. В Волосово подростки проходят обучение на пилотов FPV-дронов. Плюс с ними проводят тренинги по тактической медицине. В качестве педагогов выступают медики, вернувшиеся из зоны СВО".
Мы застали занятия по наложению кровоостанавливающих жгутов в условиях "красной зоны". Иначе говоря, на линии боевого соприкосновения.
Зачем им такие навыки? А лишних знаний не бывает, живем же в неспокойное время.
Но главное, конечно, - это прыжки с парашютом.
Советские времена ДОСААФ, когда за прыжки еще и доплачивали, увы, прошли. Аэродромы и клубы сегодня сами должны зарабатывать - чтобы выжить. И если ты не курсант патриотического клуба и не суворовец, то прыжки платные. От 5 тыс. руб. за самостоятельный и 13,5 тыс. за тандемный (с инструктором).
Предложения интересные. Недавно девушке по имени Даниэль здесь прямо в небе вручили диплом об окончании школы. Прыгала без инструктора. Но он ей и не нужен, это ее 100-й прыжок.
А инструктор больше подходит романтикам. Все чаще молодые люди привозят невесту на аэродром как бы "просто прыгнуть", а на земле неожиданно предлагают руку, сердце и обручальное кольцо. Можно и без инструктора, тогда надо два кольца. Обручальное и то, что выпускает парашют.
Сложно ли обучиться парашютному делу? Но если хрупкой 14-летней девочке это по силам, то кто или что вас остановит? Главное - пересилить себя и шагнуть с самолета, когда у тебя под ногами 800 метров пустоты.
Но, по словам Сусанны Фириджановой (у нее самой 1000 прыжков), еще ни одна невеста не отказала жениху после приземления. Мотайте на ус. Правда, есть и небольшие издержки: некоторые невесты откровенно признаются, что чувства и эмоции от прыжка куда сильнее, чем от вида коробочки с золотым колечком.
Но это уже земные дела. В конце концов у некоторых бывает и не по одному браку. А первый прыжок, он как первая любовь, всегда главный и неповторимый.