С просьбой подписать указ о введении в энергетике страны режима чрезвычайной ситуации к главе государства обратился председатель кабинета министров КР Акылбек Жапаров. Он, в свою очередь, опирался на расчеты минэнерго. В ведомстве предупредили, что если немедленно не принять меры, то уже в ближайшие несколько лет дефицит киловатт-часов, пока составляющий около трех миллиардов кВт/ч, увеличится в два-три раза. И тогда речь пойдет о самой настоящей катастрофе в энергоотрасли, которая больше не сможет удовлетворять потребности экономики страны, не говоря уже о бытовых абонентах.
Президент КР отреагировал быстро. Режим чрезвычайной ситуации был введен первого августа 2023-го и продлится до конца 2026 года.
Министр энергетики Таалайбек Ибраев, тем временем, объяснил, что означает РЧС. По его словам, это, в первую очередь, наделение минэнерго функциями, позволяющими ускорить строительство новых генерирующих мощностей.
- Речь идет о главном - о предоставлении земельных участков. Сейчас это длительная по времени процедура с участием минсельхоза и местных администраций. Режим чрезвычайной ситуации позволит нам играть главную роль в данном процессе и значительно сократит время рассмотрения заявки инвестора, - отметил Таалайбек Ибраев.
Что касается влияния режима ЧС в энергоотрасли на население республики, то оно, по словам министра, будет минимальным.
- Если говорить о веерных отключениях электричества, то мы будем стараться, чтобы их не было. Но регулировочные мероприятия, позволяющие спасти дорогостоящее оборудование от перегрузок, мы в случае необходимости будем проводить, - подчеркнул Таалайбек Ибраев.
О том, что такое регулировочные мероприятия, кыргызстанцы узнали в конце января 2023 года. Тогда из-за аномальных холодов, опустившихся на Центрально-Азиатский регион, произошел небывалый рост потребления электроэнергии в Кыргызстане - буквально за пару дней на миллионы кВт/ч. Дабы поспеть за спросом, энергетики увеличили слив воды из Токтогульского водохранилища, чем вынужденно поставили под угрозу срыва планы его весеннего наполнения. Но даже такая мера не помогла - впервые энергосистема республики оказалась не в состоянии выработать необходимое количество киловаттов.
В результате в республике начали массово ограничивать потребление электроэнергии. Свои действия минэнерго назвало "регулировочными мероприятиями". Таалайбек Ибраев сказал, что в темноте кыргызстанцы будут сидеть максимум час-два, а иначе начнет гореть оборудование, восстановление которого стоит очень дорого и займет много времени.
Выступая в те дни перед депутатами парламента КР, Таалайбек Ибраев говорил о том, что никогда прежде в Кыргызстане не потребляли столько энергии, и объяснял: отключения света необходимы для сохранения оборудования. "Мы просто пытаемся сберечь подстанции. Если вдруг выйдет из строя подстанция "Ала-Арча", то Бишкек останется без света", - подчеркнул он.
Те самые "регулировочные мероприятия" продолжались до тех пор, пока в КР не потеплело.
Тем временем
В Чолпон-Ате в ходе VI Международного экономического форума "Иссык-Куль 2023" было подписано инвестиционное соглашение о строительстве Казарманского каскада ГЭС. Как сообщили в правительстве КР, на реке Нарын до 2030 года будут возведены четыре гидроэлектростанции общей мощностью более гигаватта. Стоимость проекта составляет около трех миллиардов долларов. В качестве инвесторов выступает несколько крупных компаний КНР.
- Это инвестиционное соглашение является крупнейшим за всю историю Кыргызстана. Под руководством главы государства в данное время проводятся переговоры по поводу десятка других проектов такого же масштаба. В ближайшие годы мы не только восполним дефицит производства электроэнергии, но и уверенно выйдем на мощности, позволяющие нам зарабатывать сотни миллионов долларов в год на экспорте электричества, - сказал глава кабмина КР Акылбек Жапаров.