Между тем в воскресенье истекает срок ультиматума представителей ЭКОВАС, которые дали ровно неделю на возвращение президента Базума к власти, в противном случае угрожая мерами вплоть до военной интервенции. При этом по мере приближения дедлайна в ЭКОВАС смягчают риторику и занимают выжидательную позицию: представители сообщества заявили, что восстановить прежнюю власть в Нигере будет трудно, а военная интервенция является "последней из всех возможных мер".
Генерал Абдурахман Тчиани, которого военные провозгласили главой государства и лидером принявшего власть Национального совета спасения родины (НССР), заявил, что не поддастся внешнему давлению. Руководителем его администрации назначен ученый Сумана Бубакар. Пост генсекретаря правительства в ранге министра занял Махамане Руфаи Лауали. Должности также получили губернаторы всех провинций Нигера.
Франция, США и другие представители коллективного Запада не согласны с отстранением прежних нигерских властей, но пока не предпринимают решительных действий. Вашингтон, Париж и ряд европейских столиц продолжают требовать от военных возвращения к власти президента Базума. Известно, что этот политик накануне пообщался с президентами США и Франции Джо Байденом и Эмманюэлем Макроном. После переговоров на официальном сайте Белого дома появилось сообщение с призывом к освобождению Базума и членов его семьи. В Госдепартаменте США заявили, что и дальше будут добиваться возвращения полномочий президенту.
Накануне французские власти завершили экстренную эвакуацию своих граждан из Нигера. По официальным данным, территорию этой страны в срочном порядке покинули более тысячи человек. Помимо французов, пятью рейсами оттуда были вывезены в общей сложности граждане еще 50 стран. При этом дислоцированный на территории Нигера французский военный контингент численностью около 1,5 тысячи человек остался на месте.
Британские власти на фоне кризиса в Нигере сократили персонал посольства в Ниамее. Помимо этого, часть сотрудников дипмиссии США в Нигере и члены их семей также были эвакуированы из республики.
Андрей Маслов, директор Центра изучения Африки НИУ ВШЭ:
Совсем скоро истекает срок ультиматума представителей ЭКОВАС, которые дали военным Нигера неделю на возвращение к власти президента Мохамеда Базума. Думаю, решение о дальнейших действиях этого объединения будет во многом зависеть от позиции Нигерии. Во-первых, эта страна играет в ЭКОВАС наиболее заметную роль, особенно когда речь идет о силовом компоненте сообщества. Во-вторых, президент Нигерии Бола Тинубу, так совпало, председательствует в ЭКОВАС. В-третьих, Нигер привязан к Нигерии множеством нитей - исторические и культурные связи, религия, язык, торговля, инвестиции. Нигерия сейчас вряд ли заинтересована в обострении. Тинубу постарается добиться от соседей формального согласия на переходный период и уважения к предъявленным требованиям без силового вмешательства. Также следует учитывать, что Нигерия вряд ли заинтересована в наращивании французского военного присутствия в Нигере, равно как и в том, чтобы оказаться в конфликте на одной стороне с крайне непопулярной во всем Сахеле Францией.
Технически из всех внешних игроков только Алжир может позволить себе эффективное военное вмешательство, однако у него нет опыта по проведению подобных операций. Кроме того, вмешательство во внутреннюю политику суверенной страны пойдет вразрез с политикой Алжира, которой он последовательно придерживается. Поэтому Алжир вмешиваться не станет.
Разве что Франция может сделать ставку на контрпереворот или восстановление власти президента Базума руками той или иной оставшейся в стороне от первого переворота спецслужбы.
США и Франция сейчас внимательно наблюдают за ситуацией и дают понять, что переворот в Нигере их интересам не угрожает. Вашингтон и Париж почти никогда не действовали в Сахеле сообща. Стоит отметить, что захватившие власть военные и сами стараются не нагнетать отношения - ни с французами, ни тем более с американцами. Даже с эмбарго на вывоз урана не все так однозначно. Официально эмбарго так и не было подтверждено.