Презентация маршрута состоялась во Всемирный день почтового ящика - 2 августа. Дата напоминает об установке первого такого контейнера в Лондоне в 1858 году. Ну а в Воронеже находится необычный памятный знак в виде действующего почтового ящика-куба с четырьмя прорезями для писем и барельефами, отражающими основные типы доставки (сухопутную, морскую, воздушную и космическую). Он закреплен на верстовом столбе - символе ямской гоньбы - возле отеля-музея "Ямской".
Отсюда туристам и предлагается начинать квест. Его прохождение займет около двух часов. Инструкцию выдают на ресепшн всем желающим, информацию о достопримечательностях можно получить по QR-коду, который ведет на страницу проекта в интернете. В планах - разработать аудиогид.
Маршрут рассчитан на самостоятельных путешественников и не требует особых затрат. Тем, у кого нет авто или велосипеда, потребуется оплатить проезд на общественном транспорте: расстояние между крайними точками - около 10 километров. Помимо этого купить нужно, по сути, лишь почтовую AR-карточку "ПриветЪ изЪ Воронежа". Считав смартфоном код на обороте, гость сможет просмотреть анимационный ролик об истории почтового ящика в России. Фото с карточкой на каждой из четырех локаций, выложенные в "ВК" с хештегом #post_kvest-3, и станут подтверждением того, что вы прошли все задания. Награда - электронный сертификат.
Воронежская история почты насчитывает более четырех столетий. Ямы - то есть станции, где держали разгонных лошадей и постоялые дворы, - появились здесь в конце XVI века и действовали до начала ХХ-го. Вокруг них вырастали слободы ямщиков. Регулярное сообщение Воронежа с Москвой наладили по указанию Петра Первого в 1700 году. Это нужно было для оперативного контроля над строительством военного флота на местных верфях. С конца XVIII века через регион проходил важнейший Кавказский тракт (его еще называли Почтовым Задонским).
- В распоряжении почтарей были сменные лошади, экипажи и конвой для охраны. В 1780-е на главной улице Воронежа - Большой дворянской (ныне - проспект Революции) построили губернскую почтовую контору. На том же месте и по сей день находится главпочтамт, а около него - памятник фронтовому почтальону, - напомнил автор квест-маршрута - путешественник, travel-маркетолог, член Русского географического общества Валерий Сушков. - Интерес к истории почты растет. С 2020 года в рамках проекта Postventure развивается такое направление, как филатуризм, то есть поездки по маршрутам с уклоном в филателию. Участники знакомятся с экзотическими видами почтовой связи (например, соколиной почтой в Подмосковье, пчелиной в Задонском районе Липецкой области) и местами, где жили знаменитые русские путешественники, мореплаватели и ученые. Например, на Задонщине разработан квест-маршрут для семейного тура выходного дня. В Воронеже целевая аудитория квеста - школьники от восьми до 16 лет.
Частный музей почтовой службы занимает три небольших комнаты по адресу ул. Антонова-Овсеенко, 25а и открыт для свободного посещения. Для доступа в индивидуальном порядке (условно говоря, "с улицы") достаточно обратиться к сотруднику отеля, для групповой экскурсии нужна предварительная запись. Среди экспонатов - подлинные почтовые карточки и марки разных эпох, старинные предметы быта, чемоданы и дорожные коробки, конская упряжь и поддужные колокольчики. На стендах приводятся любопытные факты об организации почтового дела в дореволюционной России и особенностях национальной езды.
- В нашем понимании ямщик - это тот, кто управлял тройкой лошадей, а на самом деле это был особый род служилых людей, которых подбирали со всей ответственностью, - отметила заместитель директора отеля Наталья Струтинская. - Ямщик давал клятву, что не будет пить и воровать. Он должен был соблюдать определенные правила. Как известно, в России любят скорость, иностранцы даже боялись ездить на наших почтовых тройках. Ямщики предупреждали о своем приближении залихватским свистом. Были попытки внедрить другие способы - например, медный горн - но они не прижились. Вместо рожков служили колокольчики под дугой. Вешать их могли только ямщики, все остальные использовали бубенцы. Способ упряжки - тройка - уникален. Повозок существовало великое множество: карета, кибитка, тарантас, возок, шарабан, бричка, коляска, сани, кабриолет… Ямщики перевозили не только письма, но и людей, меняя лошадей на почтовых станциях: отсюда выражение "ездить на перекладных". Главное было не забыть оформить подорожную грамоту - без нее путешествие могло стать непомерно дорогим из-за штрафов.
В музее воссоздана обстановка комнаты отдыха для богатых гостей (на почтовых станциях смекнули, как зарабатывать на дополнительных услугах, что и стало прообразом отелей) и кабинет почтмейстера. Под стеклом на столе - образцы дореволюционной переписки. Некоторые посетители пользуются ими, чтобы составить свое послание родным и вывести перьевой ручкой что-то вроде "Милостивый государь, пишу к вам из славного Воронежа…"
На первых порах экспонатами любовались только постояльцы, охотно посылавшие открытки через отельную почту. Подобная когда-то действовала на альпийских курортах Швейцарии и Австрии. Теперь аудитория расширяется. На днях, например, в музее побывала группа малышей из детского сада. Они наряжали игрушечного ямщика и учились подписывать почтовые карточки.
- В планах у нас долгосрочный проект для старшеклассников - хотим привлечь внимание к культуре эпистолярного общения. Воплощать его будем вместе с партнерской организацией. Нам кажется, что для современного человека важно сохранить желание и умение писать письма от руки, - подчеркнула Струтинская. - В парке семейного отдыха "Нелжа" в Рамонском районе есть курсы каллиграфии, а у нас будет акцент на том, что именно мы пишем. Это же не как с эсэмэской - набрал и стер, если не понравилось. Тут надо сосредоточиться, войти в определенное состояние души.