Соответствующие распоряжения минтранса опубликованы на сайте администрации Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей. Правда, сроки действия речного локдауна там не указаны. На решительный шаг пошли, чтоб обеспечить население питьевыми ресурсами в связи с резким падением уровня воды в реке. Временные правила не коснулись техники, контролирующей местоположение и состояние понтонов, а также судов-маломерок.
Единственная водная артерия Тюмени, которая вместе с Велижанским подземным источником поит горожан, неважно себя чувствует не первое лето и даже не первый год. Совсем недавно, 22 июля, в бревнах, выглянувших с обмелевшего дна, запутался прогулочный теплоход. Туристов, конечно, пересадили на подоспевший катер, но осадочек-то у всех от такого вояжа остался не очень приятный. Вот и полетели ведомственные обращения…
Иначе как капризной дамой Туру теперь и не назовешь: то она источает неприятные запахи, будто заразный больной, то быстро высыхает, обнажая мусор и даже целую баржу. Нынешний сезон и вовсе плачевный: зимой снега выпало мало, потому и таять было нечему, а до 80 процентов подпитки русла в западносибирских реках происходит именно так. Весной прошли лишь кратковременные дожди. В начале июня областное правительство даже ввело режим повышенной готовности из-за критического обмеления поилицы и объявило, что ищет решение обеспечить штатную работу Метелевского водозабора. К счастью, небеса разверзлись: город заливало больше недели, река немного наполнилась.
В середине июля - опять негативные новости: минус 81 сантиметр над уровнем гидропоста, абсолютный минимум за 23 года наблюдений. Обеспокоенность минтранса и Обь-Иртышводпути понятны: воды мало, а концентрация загрязняющих веществ от речной техники не изменилась, поэтому надо сберечь то, что осталось.
Директор института наук о Земле Тюменского госуниверситета Виталий Хорошавин отмечает: во многом причиной всему стала засуха 2020 года, из-за нее до сих пор не удается вернуть утраченный объем воды. Также среди возможных виновников ученые называют могучий Иртыш, который связан с Турой через Тобол, но в последние годы теряет много ресурсов по дороге из-за создания водохранилищ в Казахстане и Китае. Кто-то из специалистов грешит на пруды в верховьях Туры уже в Свердловской области - якобы они перехватывают "мокрую посылку" для Тюмени.
Как вылечить Туру, думают разные службы. К примеру, экологи предлагают чаще чистить акваторию, в том числе тралить дно, и береговую зону. Только накануне 437-го дня рождения города во время субботника волонтеры накидали пять самосвалов бытового мусора, шин, шлангов и досок - в сумме более 50 кубометров. Еще 238 мешков собрали в логу Тюменки по соседству. В прошлом году после генеральной уборки с левого берега вывезли 42 куба отходов. Но это все в добровольном режиме субботников, а постоянное содержание водного объекта не укладывается в полномочия местного самоуправления, указали в мэрии.
На просторах интернета встречается версия про изменение гидрометеорологических процессов в связи с очередным циклом солнечной активности. Мол, нынешний начался в 2019-м, финиширует к 2030-му, вот тогда вода и прибудет. Дождаться бы...
Впрочем, астрономы относятся к таким утверждениям скептически.
- Хотя сейчас мы испытываем довольно высокую активность Солнца, это проявляется лишь в геомагнитных возмущениях, прямой связи с климатом нет. Таяние ледников, засухи, наводнения скорее результат глобального потепления, в котором человек играет не последнюю роль, - комментирует ситуацию сотрудник тюменской обсерватории Виталий Угренинов.
В общем, пока перспектива не очень радужная: если климат будет и дальше теплеть, от "обезвоживания" продолжат страдать как тюменцы, так и туристы. Покататься на катерах и теплоходах сибиряки любят. Более того, водные прогулки - один из самых популярных блоков большинства турпрограмм, предназначенных для приезжих. Не хотелось бы сворачивать их.