05.08.2023 09:26
Поделиться

Как регулируют использование электросамокатов во Франции и Италии

Корреспонденты "Российской газеты" выяснили, как регулируют использование электросамокатов в разных странах.
AFP / LUDOVIC MARIN

Франция

В Париже с 1 сентября с городских улиц исчезнут электросамокаты. Правда, далеко не все, а только те, что сдают в прокат специализированные фирмы. Таких самокатов во французской столице насчитывается 15 тысяч. Всех прочих раз в десять больше. Но вот в чем штука. Как подсчитали в муниципалитете, свыше трети всех несчастных случаев, в которых замешаны эти средства индивидуальной мобильности (СИМ), приходится как раз на них.

Заметим, что электросамокаты давно уже стали здесь источником головной боли как для пешеходов, так и для автомобилей. Только в прошлом году в Париже по их вине пострадали 459 человек, а трое погибли. Причем, как считают в городской мэрии, большая часть этих инцидентов приходится именно на арендных "самокатчиков", которые массово игнорируют правила дорожного движения, часто ездят по двое и по тротуарам, что категорически запрещено, паркуются где вздумается и нередко сбрасывают самокаты в Сену. В отличие от тех парижан, которые приобретают их на свои деньги, и поэтому меньше лихачат, относятся с большей осторожностью к своей собственности, да и к окружающим также.

Фото: BERTRAND GUAYAFP

В принципе городская мэрия могла решить этот вопрос самостоятельно, как это уже было сделано в Тулузе, Ницце и дюжине городов в столичном регионе Иль-де-Франс. Там, учитывая многочисленные жалобы граждан, муниципальные советы обходились без каких-либо опросов населения. А вот в Париже в апреле провели референдум, на котором 89 процентов его участников поддержали выдвинутую инициативу.

Надо сказать, что от эйфории второго десятилетия нашего века, когда электросамокаты представлялись в качестве чуть ли не идеального и экологически дружественного средства передвижения, мало чего осталось, как и от благосклонного отношения к ним со стороны властей.

Несколько раз за последние годы ужесточались правила, и сегодня они выглядят так. В Париже и в других городах электросамокатам запрещено развивать скорость свыше 25 км/час. Всем, кто превышает этот лимит, полицейские имеют право выписать штраф на сумму до 1500 евро. Передвигаться же им разрешено исключительно по велодорожкам, а также по улицам, где скоростное ограничение для автотранспорта - 50 км/час.

По тротуару ездить запрещено (штраф нарушителю 135 евро). Можно лишь, отключив мотор, вести самокат или велосипед рядом. Единственное исключение из этого правила - пешеходные зоны. Там разрешается перемещаться со скоростью до шести км/час, не создавая неудобств прохожим.

Категорически запрещена так называемая "парная езда", когда за спиной самокатчика примостился пассажир. За это можно схлопотать штраф в 135 евро. Такой же выписывается тем, кто слушает музыку и прочие программы в наушниках.

Все электросамокаты должны в обязательном порядке быть снабжены передними и задними сигнальными огнями, светоотражателями, а также клаксоном.

Что касается водительских прав, то для владельцев этих аппаратов они пока не обязательны. В отличие, отметим, от страховки, которая как минимум предусматривает компенсацию ущерба третьему лицу. В среднем такой годовой полис может стоить примерно 70-80 евро. Его отсутствие может привести к штрафу вплоть до 3750 евро.

Кстати, ДТП, произошедшие по вине электросамокатов, рассматриваются так же как и любое иное подобное происшествие с участием моторизованного средства. Если пострадал пешеход, то ответственность ложится на водителя со всеми вытекающими последствиями.

Италия

Последние два года итальянские власти последовательно вводят меры, направленные на ужесточение правил по использованию электросамокатов, число которых резко возросло во время и сразу после пандемии.

В 2021 году Минтранс Италии одобрил поправки в дорожный кодекс, согласно которым максимально допустимая скорость движения на электросамокатах в Италии должна составлять не более 20 км/ч, а в пешеходных зонах она не может превышать 6 км/ч. Был также введен запрет на движение на электросамокатах по тротуарам и на их парковку, за исключением районов, где городские власти ее разрешат. При этом на тротуарах позволено передвигаться пешком с электросамокатом под мышкой.

Фото: AFP / Andreas SOLARO

Во избежание хаотичного разбрасывания самокатов посреди дороги, компании-прокатчики должны требовать от клиентов присылать фотографии с места парковки транспортного средства после окончания аренды для выявления их точного месторасположения.

Ровно через год было решено обязать владельцев этих транспортных средств установить на электросамокаты звуковой сигнал и спидометр, а также указатели поворота и индикаторы торможения на обоих колесах. В ночное время от них требуют носить светоотражающий жилет и включать габаритные огни при движении. Введены также возрастные ограничения. В частности, на электросамокате имеют право ездить только люди старше 14 лет. А те, кто моложе 18 лет, должны носить защитный шлем, а также обеспечить им своего пассажира.

Список электронных устройств, которыми нельзя пользоваться во время движения, был расширен и включает смартфоны, портативные компьютеры, ноутбуки, планшеты и аналогичные устройства, которые даже на миг могут отвлечь водителя и вынудят его убирать руки с руля.

Среди других изменений - обязанность водителей уступать дорогу пешеходам. Отмечается, что водители должны останавливаться и пропускать не только тех, кто уже начал переходить улицу, но и тех, кто лишь собирается это сделать.

Накануне итальянские власти выступили с еще одной инициативой, согласно которой самокатчиков обяжут страховать своих "железных коней".