Так, по словам первого вице-премьера, уже практически готова полная линейка отечественных беспилотников, образцы которых соответствуют уровню мировых достижений и даже превышают их. Сегодня около семидесяти отечественных компаний производят беспилотники, двадцать из них - крупные. Кроме того, подготовлены федеральные проекты для нового нацпроекта "Беспилотные авиационные системы", который должен быть утвержден до 1 сентября. Он разрабатывается по поручению президента и будет состоять из пяти частей. Первая посвящена созданию гарантированного спроса, вторая - производству, третья связана с регуляторикой, четвертая - с подготовкой кадров, а в пятой предусмотрен интеллектуальный задел на будущее: перспективные исследования по основным технологическим направлениям, которые развиваются в мире и будут формировать облик отрасли беспилотных авиасистем через 5-10 лет.
Белоусов отметил, что финансирование нацпроекта на 2024-2026 годы по предварительным оценкам превысит 300 млрд рублей: 48 млрд руб. - на 2024 год, 117 млрд руб. - на 2025 год и 148 млрд руб. - на 2026 год.
Кроме того, он сообщил, что единого оператора в беспилотной и пилотируемой авиации не будет, поскольку эта область конкурентная. Но поскольку ожидается спрос на них со стороны государства, то будет консолидатор этого спроса в лице Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Он также отметил, что предусматривается специальная докапитализация ГТЛК, чтобы компания могла эту функцию выполнить.
Ранее минтранс сообщил о создании цифровой платформы, с помощью которой планируется предоставлять гражданским беспилотникам доступ к воздушному пространству.
Предполагается, что подача планов полета будет организована по принципу одного окна в госкорпорации по организации воздушного движения, а определение места запуска и посадки с помощью цифровой аэронавигационной карты.
Еще одна цифровая платформа, разработанная ведомством, позволит идентифицировать беспилотники с максимальной взлетной массой от 150 г до 30 кг.
Наиболее востребованы сегодня беспилотники - в сельском хозяйстве, строительном надзоре, создании геопространственных баз данных, доставке грузов в труднодоступные районы.
В рамках интенсива Белоусов также сообщил о возможных новых запусках грузовых беспилотных на российских дорогах. С июня первые двенадцать уже курсируют по трассе М11 Москва - Санкт-Петербург. Автомобили созданы на базе магистрального тягача "КАМАЗ-54901". Несмотря на автоматическое управление, в каждом грузовом беспилотнике пока присутствует водитель. КАМАЗ планирует выпустить еще двенадцать беспилотников.