Российский фондовый рынок, будучи отрезанным от мирового, рос как на дрожжах
Георгий Бовт: Вложения в бумаги США сокращаются не столько по экономическим, сколько по политическим причинам
Андрей Стенин/ РИА Новости
Рейтинговое агентство Fitch понизило кредитный рейтинг США с наивысшего уровня AAA до АА+. Одни считают, что существенного влияния на мировые рынки это не возымеет. Другие, что налицо еще одно свидетельство того, что "Америка постепенно тонет". Попробуем разобраться.

Это уже второе в истории понижение рейтинга Америки как заемщика одним из агентств "большой тройки": в августе 2011 года Standard & Poor s снизило рейтинг США тоже до АА+. На сегодня только Moody s сохраняет рейтинг США на наивысшем уровне ААА.

Как и в 2011 году, поводом стали споры вокруг повышения потолка госдолга между президентом-демократом Бараком Обамой и конгрессом. 12 лет назад решение S&P вызвало мощную распродажу на рынках акций, что ударило и по российскому рынку тоже. Сейчас эффект оказался символическим, а российский рынок, будучи отрезанным от мировых, всю прошедшую неделю и вовсе продолжал расти как на дрожжах. Нам не грозит массовый отток иностранных инвесторов (их активы заморожены), Россия отрезана от мировых рынков заимствования. Косвенно на внешнюю торговлю как-то еще может повлиять рост или падение доллара к основным валютам. Равно как и высокая ставка ФРС, которая удорожает обслуживание внешнего долга для развивающихся стран, в том числе важных партнеров Москвы.

Российский фондовый рынок, будучи отрезанным от мирового, рос как на дрожжах

Что означает рейтинг AA+? Он подразумевает низкую вероятность дефолта (но не нулевую), способность должника платить по счетам сомнений в целом не вызывает. Рейтинг AA+, в частности, присвоен странам, здоровье экономики которых не вызывает беспокойства: Австрия, Канада, Новая Зеландия и Финляндия. "Нагрудный знак" ААА носят Австралия, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Сингапур, Швейцария и Швеция. Рейтингами руководствуются крупнейшие инвестфонды. Так что американские долговые обязательства, теоретически, в будущем могут столкнуться со снижением спроса на них. А на фоне роста ставок ФРС обслуживать долг (он уже достиг 120% ВВП США) будет еще дороже. Уже сейчас на это уходит около триллиона долларов в год.

Особенно неприятно для Вашингтона, ответившего на решение Fitch недовольным брюзжанием (мол, "неправомерно" и "никак не оправдано"), стало то, что агентство в качестве одной из причин своего решения назвало не только растущее долговое бремя, но и "подрыв доверия к качеству финансового управления в США" (припомнив даже "штурм Капитолия" 6 января 2021 года как признак "нестабильности"). В краткосрочном плане это не окажет сильного влияния на мировые финансовые рынки, инвесторы более-менее охотно будут покупать американские долговые бумаги, однако все равно это тревожный звонок. Тем более что многие прежние крупные инвесторы либо сократили практически до нуля - например, Россия - вложения в американские бумаги, либо их сокращают, как Китай или Саудовская Аравия. Не столько по экономическим соображениям (все же пока всерьез не рассматривается вариант дефолта США), сколько по политическим, - уж слишком грубо Америка размахивает финансовой санкционной дубиной.

В среднесрочном плане усугубление проблем, связанных с наращиванием госдолга, грозит США ухудшением финансирования крупнейших социальных программ (наложится еще и общее старение населения) и инфраструктурных проектов.

Казалось бы, подобные проблемы должны подтолкнуть Америку как минимум к сдержанности в расходах на поддержку Украины, куда по разным статьям с момента начала СВО уже влито 76,8 млрд долл. (из них 46 млрд долл. - военная помощь). И настроения, что пора, мол, и честь знать, в Америке растут: уже около половины граждан США выступают против наращивания помощи Украине. Но, во-первых, это не такая большая для Америки сумма (к примеру, бюджет одного только штата Нью-Йорк составляет на 2024 год почти 230 млрд долл.). Во-вторых, стоит посмотреть на экономический фон, на котором принято решение Fitch. А он чисто внешне противоречит высказанному агентством алармизму по поводу американских долгосрочных проблем: во втором квартале 2023 года ВВП США неожиданно вырос на 2,4% год к году (прогнозировали 1,8%), это превышает рост ВВП в первом квартале (2% год к году). За прошедший год в США создано 3,36 млн рабочих мест. Это меньше, чем годом ранее (6,4 млн). Замедление налицо, но пока экономика чувствует себя неплохо. Рост, что важно, произошел на фоне снижения инфляции.

Вложения в бумаги США сокращаются не столько по экономическим, сколько по политическим причинам

Весной 2022 года американская пресса была полна публикаций на тему, как военный конфликт на Украине ударит по мировой и американской экономике. Сейчас таких публикаций практически нет. Конфликт ударил по европейской экономике, но по американской, как мы видим, не особенно. Война выгодна некоторым отраслям Америки: военные заказы растут, нефтегазовые компании нарастили экспорт углеводородов в Европу и Азию, включая Китай. Аграрии готовятся заместить Украину и Россию на рынке зерна и удобрений и тоже наращивают производство. Чем-то напоминает историю двух мировых войн, от которых США экономически только выиграли. Рассуждать подробно в американской прессе, конечно, на эту тему не комильфо. Однако столь уж очевидные дивиденды могут укрепить намерение Вашингтона продолжать поддерживать Украину - и тем самым продолжение военного конфликта, - в том числе как средства частичного облегчения непосредственно американских экономических проблем.

Георгий Бовт
политолог
Поделиться